Надзор качественный, безопасность комплексная
Накануне 90-летия со дня образования прокуратуры Республики Беларусь основные итоги работы по укреплению законности и правопорядка на объектах транспорта подводят транспортные прокуроры
Белорусская транспортная прокуратура является неотъемлемой частью единой системы органов прокуратуры Республики Беларусь. Работники транспортных прокуратур обеспечивают качественный надзор за соблюдением законодательства на транспортных объектах, защиту конституционных прав и свобод граждан.
На протяжении последних лет удалось значительно сократить уровень травматизма и гибели граждан на железной дороге. Не допущено серьезных аварий в системе железнодорожного транспорта и катастроф с воздушными судами.
Принятые правоохранительными органами на транспорте меры позволили снизить количество преступных посягательств на транспортных объектах республики и закрепить положительную динамику.
Количество преступлений, совершенных на транспорте за 5 месяцев года, уменьшилось на 18,2% и составило 469. Сократилось количество таких наиболее характерных для транспорта преступлений, как грабежи – на 44%, мошенничества – на 66,7%. На 43,5% меньше совершено хулиганских действий. Не зарегистрировано убийств и изнасилований.
Всю систему правоохранительных органов на транспорте отличает высокий процент раскрываемости зарегистрированных преступлений, который составил за 5 месяцев 71,7%. Следует отметить снижение противоправной активности несовершеннолетних. Комплекс мероприятий по профилактике, выявлению и пресечению преступлений и административных правонарушений позволил на 46,7% снизить общее количество совершенных на объектах транспорта подростками преступлений.
В целях предупреждения пьянства в подростковой среде установлено 98 взрослых, вовлекших несовершеннолетних в употребление спиртных напитков, 26 работников торговли, продававших спиртное лицам, не достигшим 18-летнего возраста. Как результат, несовершеннолетними на 50% меньше совершено преступлений в состоянии алкогольного опьянения.
Однако, как и в предшествующие периоды, основную массу правонарушений, угрожающих безопасности движения поездов, жизни и здоровью локомотивных бригад и пассажиров, совершили подростки. В первую очередь это битье стекол в проходящих поездах (27), разоборудование средств сигнализации и связи (14), наложение посторонних предметов на рельсы (20). Значительные усилия правоохранительных органов на транспорте позволили в 54% случаях установить виновных лиц и привлечь к предусмотренной законом ответственности 37 нарушителей, среди которых 28 подростков. Виновным предстоит возместить причиненный правонарушениями ущерб в размере более 7 млн рублей.
Важнейшим критерием оценки работы органов Белорусской транспортной прокуратуры остается уровень травматизма на объектах транспорта. Как и прежде, в большинстве случаев причинами травмирования и гибели граждан являются их личная неосторожность, пренебрежение правилами поведения в зоне повышенной опасности, нахождение пострадавших в различной степени алкогольного опьянения. Системный прокурорский надзор за обеспечением безопасности пассажиров и активная разъяснительная работа среди взрослого населения и детей позволили снизить количество несчастных случаев с гражданами на объектах транспорта. В результате проведенной работы число травмированных и погибших снизилось в 2012 году на 15,4% – до 77 человек.
Выполнение требований Белорусской транспортной прокуратуры по своевременному выявлению и удалению с вокзалов и станций лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, проведению рейдов по установлению фактов нахождения на железнодорожных путях в неустановленном месте, привлечению нарушителей к административной ответственности способствовало сокращению на 21,7% числа пострадавших, которые в момент травмирования находились в различной степени алкогольного опьянения.
Остро обозначилась проблема дорожно-транспортных происшествий на железнодорожных переездах и роста числа пострадавших граждан в результате таких происшествий.
Белорусской транспортной прокуратурой руководству БЖД, УГАИ РБ и председателям областных исполкомов было предложено провести обследование средств сигнализации и связи на переездах, участков автомобильных дорог, непосредственно примыкающих к неохраняемым переездам, проезжей части и настилов, а также соответствующие рейды с целью проверки соблюдения водителями автотранспорта правил пересечения переездов. Проведенный мониторинг показал, что основной причиной данных дорожно-
транспортных происшествий является несоблюдение Правил дорожного движения водителями автотранспортных средств.
Белорусская транспортная прокуратура, в свою очередь, выступила с инициативой ужесточить административную ответственность за нарушения Правил дорожного движения при пересечении автотранспортом железнодорожных переездов. Предложение о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь и увеличении размера штрафа за нарушения ПДД поддержано Генеральной прокуратурой.
В истекшем периоде 2012 года проверками транспортных прокуроров были охвачены фактически все сферы надзора. Проверены предприятия и организации железной дороги, гражданской авиа-ции, водного и трубопроводного транспорта. По итогам проверок внесено 115 представлений, вынесено 149 предписаний, официально предупреждено 150 лиц, к дисциплинарной, административной и материальной ответственности привлечено 570 лиц.
Проверено обеспечение безопасности на подъездных путях предприятий и организаций. Установлен ряд нарушений как со стороны руководителей предприятий, эксплуатирующих подъездные пути, так и работников железной дороги. Движение по двум подъездным путям было закрыто из-за необеспечения безопасности.
В транспортном РУП «Брестское отделение Белорусской железной дороги» проверено соблюдение требований промышленной безопасности и безопасности при перевозке железнодорожным транспортом опасных грузов. Установлены низкий уровень подготовки работников, обслуживающих перевозку таких грузов, неудовлетворительная техническая оснащенность, изношенность и некачественный ремонт подвижного состава.
При проверке соблюдения правил безопасности при эксплуатации объектов водного транспорта выявлены нарушения требований Кодекса внутреннего водного транспорта и Правил плавания по внутренним водным путям Республики Беларусь, а также многочисленные факты непредъявления судовладельцами для освидетельствования объектов водного транспорта.
По итогам проверки исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности полетов, на авиационных предприятиях и в организациях республики транспортная прокуратура потребовала провести установку специальных устройств и защитных ограждений по периметру объектов филиала «Аэропорт Минск-1».
Как показал 2011 год, транспортная система любой страны является наиболее частой целью для террористических и экстремистских проявлений. Были учтены повышенные требования к обеспечению безопасности на транспортных объектах, и в настоящее время правоохранительными органами обеспечению безопасности на транспорте уделяется первостепенное внимание.
Совместно с предприятиями авиационной отрасли, Белорусской железной дороги и метрополитеном реализованы специальные мероприятия по противодействию терроризму и экстремизму. Так, проведена значительная работа на предприятиях БЖД по оснащению вокзалов и станций, залов ожидания и прилегающих территорий современными системами видеонаблюдения. Однако необходимо установить единые правовые нормы для деятельности правоохранительных органов, соответствующих предприятий и организаций по обеспечению безопасности на транспорте, определить технические характеристики оборудования, способы обработки и хранения информации, регламентировать действия лиц, эксплуатирующих системы видеонаблюдения.
На объектах воздушного транспорта достаточно полно урегулированы предполетные процедуры в отношении пассажиров и экипажа самолета. Однако не определены мероприятия в отношении лиц, находящихся в аэровокзальном комплексе, нет единой базы о совершивших противоправные действия лицах для использования ее данных в период предполетной проверки пассажиров.
В метрополитене проводится оснащение станций современными системами видеонаблюдения. Однако для оперативной обработки видеоинформации и принятия мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций необходимо создание специального центра по отслеживанию информации в реальном времени. Подобный центр в Московском метрополитене за время работы показал свою эффективность. Наряду с вопросом финансирования указанных дорогостоящих мероприятий Белорусской транспортной прокуратурой поставлен вопрос о целесообразности переподчинения администрации Минского метрополитена непосредственно Минскому горисполкому.
Белорусская транспортная прокуратура и в дальнейшем будет осуществлять системный надзор за исполнением законодательства на объектах транспорта. Правоохранительные органы на транспорте должны обеспечить комплексную безопасность транспортных объектов и пассажиров, предотвратить или минимизировать террористическую угрозу для железнодорожного транспорта, авиации и метрополитена.
В канун праздника поздравляю всех сотрудников и ветеранов органов прокуратуры. Желаю высокого профессионализма и успехов в деле укрепления законности, доброго здоровья, счастья и благополучия.
Анатолий ДУДКИН, Белорусский транспортный прокурор, государственный советник юстиции 3-го класса