У белорусского авторынка будет российское лицо
Вступление Беларуси в Таможенный союз радикальным образом повлияло на облик белорусского авторынка. Импорт автомобилей из Европы затруднен высокими пошлинами, и участники рынка стараются найти выход из сложившейся ситуации. Как удалось выяснить «Белорусским новостям», в будущем году белорусские автодилеры намерены активно импортировать автомобили из России.
Легковые автомобили в Беларусь импортируют сегодня в подавляющем большинстве случаев физические лица. За первые семь месяцев этого года физлица импортировали 119,8 тыс. легковых автомобилей (почти 97% от общего объема импорта).
В свою очередь, белорусские автодилеры сократили импорт автомобилей до минимума. По сравнению с январем-июлем 2009-го ввоз автомобилей юрлицами уменьшился в этом году более чем в 10 раз.
Иначе и быть не могло – автомобильные пошлины для юрлиц, которые белорусские власти с 1 января подняли до уровня российских, сделали иномарки в автосалонах кране дорогими.
Поэтому сегодня белорусские автодилеры стараются искать новые возможности развивать свой бизнес: продажи перестали являться для них основным источником дохода.
«Большинство автодилеров выживают сегодня во многом благодаря сервису, — говорит руководитель отдела маркетинга импортера Volkswagen в Беларуси Александр Демидович. – В 2007-2009 годы было продано много новых автомобилей и за счет их облуживания автодилерам удается как-то зарабатывать».
Заместитель директора по маркетингу «Атлант-М Холпи» (официальный импортер Mazda, Land Rover в Беларуси) Элла Шляга подтверждает слова Александра Демидовича.
«Мы свою стратегию сориентировали на сервис. Автомобилей, которые наша компания продала за последние годы, достаточно много. К тому же автовладельцы, которые приобретают автомобили Mazda у физлиц, также нуждаются в гарантийном и послегарантийном обслуживании. Поэтому наша задача стоит сегодня в том, чтобы количество клиентов, которых мы обслуживаем, увеличивалось», — подчеркивает Элла Шляга.
В свою очередь, Александр Демидович предполагает, что одним сервисом дилеры ограничиваться не станут, и будут развивать бизнес, используя другие возможности. Речь идет, в частности, об импорте легковых автомобилей из России. «Выиграют те автодилеры, у которых есть «сборка» в России», — полагает Александр Демидович.
Собеседник «Белорусских новостей» сообщил, что в 2011 году компания начнет импортировать из России две модели Volkswagen – Polo Sedan и Tiguan. «По качеству и функционалу эти автомобили не будут уступать моделям европейской сборки, а по ценовому фактору будут выгодно отличаться», — говорит Александр Демидович.
В будущем году импортировать автомобили из России планирует и другой автодилер – официальный импортер KIA в Беларуси. Представитель импортера сообщил «Белорусским новостям», что в настоящее время автомобили ввозятся в страну из Словакии и Южной Кореи. Однако в 2011 году, когда под Санкт-Петербургом у KIA появится свое производство, автомобили этой марки (в частности, KIA Rio) будут ввозиться в Беларусь из России.
Представители импортера Ford в Беларуси также не исключили, что в будущем автомобили на белорусский рынок будут доставляться из России. При этом там добавили, что в настоящее время этот проект еще не прорабатывается.
В свою очередь, некоторые модели на белорусский рынок не могут импортироваться из России в принципе. В частности, Mazda в настоящее время не располагает своим производством в России, поэтому все модели этой марки будут продолжать поступать в Беларусь из Японии.
По мнению автодилеров, поставки новых автомобилей из России в будущем году смогут улучшить ситуацию в этом сегменте белорусского рынка. Дело в том, что в этом году, после выравнивания автомобильных пошлин на новые автомобили с российскими, продажи новых автомобилей существенно сократились – за январь-август на 30 с лишним процентов.
По итогам 2010-го участники рынка ожидают еще большего падения в сравнении с 2009-м. Такой прогноз связан с тем обстоятельством, что в конце прошлого года, на фоне слухов об увеличении таможенных пошлин, произошел существенный рост продаж новых автомобилей.
«В конце этого года мы такого роста продаж не ожидаем. Соответственно, по нашим оценкам, в 2010-м рынок новых автомобилей упадет по сравнению с прошлым годом на 50-55%», — говорит Александр Демидович.
Однако предполагается, что за счет импорта автомобилей из России рынок новых авто в 2011 году начнет выбираться из ямы, в которой он оказался в нынешнем. «Мы прогнозируем, что в рынок новых автомобилей вырастет на 15-20% по сравнению с 2010-м. Такие ожидания в первую очередь связаны с началом поставок в Беларусь автомобилей из России», — резюмировал Александр Демидович.
Дмитрий ЗАЯЦ