Авторынок будет бороться за жизнь
Автодилеры намерены обратиться к правительству с предложением разрешить продажу иномарок в рамках свободной таможенной зоны (склада). По их мнению, эта мера позволит смягчить удар по автомобильному бизнесу в результате работы в условиях Таможенного союза.
Неразбериха вокруг пошлин на импортные иномарки, ввозимые физлицами на территорию Таможенного союза, продолжалась на протяжении первых месяцев этого года и начала рассеиваться только в последние дни июня. По информации председателя правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергея Михневича, для граждан Беларуси льготный режим ввоза автомобилей на территорию страны сохранится до 1 июля 2011 года. «Так утверждают наши источники», — подчеркнул эксперт.
По информации других источников, льготный режим ввоза будет сохранен до 2012 года. Но в любом случае пошлины для физлиц так и не уравняли с пошлинами для юрлиц, как того хотели автодилеры. Теперь, как минимум, еще на протяжении года им придется работать в невыгодных условиях.
Промежуточные итоги этой работы подтверждают опасения по поводу стремительного падения рынка. По данным Белстат, в январе-апреле импорт легковых автомобилей в Беларусь вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 31,1% и составил почти 68 тысяч иномарок. Большая часть автомобилей была ввезена физлицами. Покупка авто за границей в связи с разницей в размерах пошлин для физлиц и юрлиц (на некоторые авто пошлины выросли почти в 10 раз) обходится дешевле, чем у дилеров внутри страны.
Поэтому неудивительно, что продажи иномарок автодилерами внутри страны за 4 месяца сократились в несколько раз и составили, по некоторым данным, всего около 1600 штук. Больше всего падание продаж коснулось автомобилей премиум-класса.
Это отразилось и на доходной части бюджета Беларуси. По информации БАА, ежемесячно бюджет недополучает почти 5 млн. долларов. Если в январе-апреле 2009 года ежемесячные поступления в бюджет от продажи иномарок составляли почти 9 млн. долларов, то в 2010 году они сократились до 3,9 млн. долларов. Около 5 млн. долларов ежемесячно оседают в бюджетах соседних стран и семейных бюджетах физлиц.
«Но это потери только от деятельности автомобильного бизнеса. Нужно учитывать еще и потери сопутствующего бизнеса — автострахование, банковское кредитование. Например, банки, по нашей информации, испытывают избыточную ликвидность. На рынке автокредитования появляются интересные предложения в белорусских рублях и со ставками ниже 20%. Если бы не ситуация с пошлинами, этот сегмент кредитования развивался бы более активно», — отмечает Михневич.
Чтобы удержатся на плаву, многие дилеры в срочном порядке перепрофилируются на продажи автомобилей юрлицам, ввоз бюджетных моделей иномарок (до 15 тысяч долларов) и российской техники, за которую не требуется уплачивать пошлину.
БАА также намерена предложить правительству рассмотреть вариант продажи иномарок в таможенном режиме свободного склада. Как подчеркивает С.Михневич, «законодательством Беларуси осуществляется правовое регулирование такой деятельности. Это предполагает возможность размещения дилерами автомобилей на складе и реализации их физическими лицам до проведения таможенной очистки. То есть физлицо приобретает автомобиль и производит таможенную очистку по льготным пошлинам».
Эту меру С.Михневич считает необходимым ввести на переходный период — до выравнивания пошлин для физлиц и юрлиц в рамках Таможенного союза. При этом эксперт не считает окончательным решение о сохранении прежних ставок таможенных пошлин для граждан до июля 2011 года: «Ставки на переходный период регулируются национальным законодательством, которое в течение года может измениться».
Существенным минусом для физлиц в сложившейся ситуации является ограничение на продажу автомобилей на рынке России. Это подтвердил первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов. «Только собственники этих автомобилей смогут лично пересекать таможенную границу и посещать территорию РФ. Передавать их по доверенности либо отчуждать возможно будет только уплачивая соответствующую таможенную пошлину», — подчеркнул И.Шувалов на заседании российского правительства.
Эта норма, как предполагается, будет действовать до 2013 года, и по прогнозам экспертов, может привести к падению цен на внутреннем рынке Беларуси. Как заявляют автодилеры, около 70% граждан Беларуси, которые ввезли иномарки на территорию страны до 1 июля, инвестировали средства в покупку одного или нескольких автомобилей для последующей их перепродажи на российском рынке. В связи с ограничениями для осуществления торговых сделок более 50 тысяч автомобилей, купленных для перепродажи, осядут в Беларуси. Однако, потребности белорусского рынка намного ниже, подчеркивают эксперты, что может вызвать снижение цен.
Андрей КОЖЕМЯКИН