Эксперты: Беларуси понадобится пять лет, чтобы наладить производство “легковушек”
03.04.2010 10:09
—
Новости Авто
На днях российский посол в Беларуси Александр Суриков заявил, что повышение пошлин на ввозимые белорусами иномарки может быть отсрочено до тех пор, пока в нашей стране не будут созданы собственные сборочные производства. Сколько времени на это потребуется и целесообразно ли вообще производить в Беларуси легковые авто анализируют эксперты "Завтра твоей страны".
– Думаю заявление российского посла – реакция на ход переговоров в рамках комиссии по Таможенному союзу. По-видимому, белорусской стороной вносились какие-то предложения по организации производства легковых автомобилей на своей территории, – предполагает бизнес-аналитик Алексей Бабайцев. – Пока непонятно, есть ли у Беларуси конкретный проект. Публичных заявлений на этот счет не делалось. Но с моей точки зрения, проект по сборке автомобилей может быть выведен на какую-то осмысленную мощность не менее чем через 4-5 лет.
По мнению бизнес-аналитика, на сегодня единственный просматриваемый инвестор по созданию в Беларуси "легковушек" – китайские производители. Он замечает, что ранее правительственные чиновники озвучивали ход переговоров с "Фиатом", но к этому варианту Алексей Бабайцев относится весьма скептически.
– Китайский проект может быть запущен, поскольку это может быть не частный, а государственный производитель. Под политические договоренности он может получить субсидии для создания завода, – считает Алексей Бабайцев. – У китайцев широкая линейка, там есть много автомобилей бюджетного класса.
Бизнес-аналитик полагает, что китайских производителей мог бы заинтересовать проект в Беларуси в перспективе экспансии на российский рынок. Алексей Бабайцев отмечает, что любую компанию будут интересовать объемы производства от 50 тысяч автомобилей – а в Беларуси по прогнозам после повышения пошлин на иномарки весь рынок на начальном этапе составит 50-60 тысяч авто.
– Уже велись переговоры с компанией Сhery о сборке на МАЗе, правда, положительно они тогда не завершились. Сhery не удалось добиться соглашения по производству с россиянами, поэтому, видимо, они ищут площадку в Беларуси, – считает Алексей Бабайцев.
Как бы то ни было, проект по созданию в Беларуси собственного сборочного производства бизнес-аналитик оценивает как рискованный. Он напоминает, что все проекты на ЗАО "Юнисон", включая автомобили "Форд" и "Саманд", оказались неудачными – после громких заявлений инвестиции в нашу страну так и не приходили.
– Основная проблема заключается в том, что с белорусской стороны нет субъекта, который мог быть разделить риски с производителем. Абсолютно непонятно, кто может выступить в таком качестве, – отмечает Алексей Бабайцев.
Сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов считат, что не менее важным при запуске сборочного производства легковушек будет наличие структуры недорогих местных поставщиков комплектующих на конвейер.
– Я своими глазами видел, как создается конкурентоспособный автомобиль в США. В один из самых бедных тамошних штатов Миссисипи концерн "Toyota" поставил только сборочный конвейер. А дальше порядка тысячи малых местных предприятий, конкурируя друг с другом (я болт за два рубля сделаю – а я за один!), начали работать на конвейер. Сочетание крупного производства с малым и с конкурентной средой и дал автомобиль, который нравится всем, – рассказывает Виктор Маргелов.
При этом он добавляет: если подобная структура не была создана для старых гигантов МАЗа и МТЗ, то можно ли рассчитывать, что дело пойдет с легковыми автомобилями?!
– Теоретически создать новое производство легковых автомобилей можно. Нужны соответствующие условия деловой среды и организационно-технические мероприятия. И нужно лет пять, чтобы отработать технологии. Если же пойти по пути "отверточной" сборки, то цена на такой автомобиль будет, как на наш любимый "Саманд", – с иронией заключает Виктор Маргелов.
Руководителя оргкомитета по созданию общественного объединения "За Авто" Артема Шаркова больше волнует отмена планируемого повышения пошлин на ввозимые иномарки, чем призрачная перспектива создания собственного производства.
– У нас уже есть пример отечественной сборки – "Саманд". Востребован ли он? Не особо. Кажется вполне неплохой автомобиль, если сравнивать с продукцией российского АвтоВаза. Но его стоимость – от 13 тысяч долларов. В Иране он стоит практически в два раза дешевле, – говорит эксперт "Завтра твоей страны". – Я не вижу никого, кто мог бы начать производство в Беларуси "народного автомобиля".
– Думаю заявление российского посла – реакция на ход переговоров в рамках комиссии по Таможенному союзу. По-видимому, белорусской стороной вносились какие-то предложения по организации производства легковых автомобилей на своей территории, – предполагает бизнес-аналитик Алексей Бабайцев. – Пока непонятно, есть ли у Беларуси конкретный проект. Публичных заявлений на этот счет не делалось. Но с моей точки зрения, проект по сборке автомобилей может быть выведен на какую-то осмысленную мощность не менее чем через 4-5 лет.
По мнению бизнес-аналитика, на сегодня единственный просматриваемый инвестор по созданию в Беларуси "легковушек" – китайские производители. Он замечает, что ранее правительственные чиновники озвучивали ход переговоров с "Фиатом", но к этому варианту Алексей Бабайцев относится весьма скептически.
– Китайский проект может быть запущен, поскольку это может быть не частный, а государственный производитель. Под политические договоренности он может получить субсидии для создания завода, – считает Алексей Бабайцев. – У китайцев широкая линейка, там есть много автомобилей бюджетного класса.
Бизнес-аналитик полагает, что китайских производителей мог бы заинтересовать проект в Беларуси в перспективе экспансии на российский рынок. Алексей Бабайцев отмечает, что любую компанию будут интересовать объемы производства от 50 тысяч автомобилей – а в Беларуси по прогнозам после повышения пошлин на иномарки весь рынок на начальном этапе составит 50-60 тысяч авто.
– Уже велись переговоры с компанией Сhery о сборке на МАЗе, правда, положительно они тогда не завершились. Сhery не удалось добиться соглашения по производству с россиянами, поэтому, видимо, они ищут площадку в Беларуси, – считает Алексей Бабайцев.
Как бы то ни было, проект по созданию в Беларуси собственного сборочного производства бизнес-аналитик оценивает как рискованный. Он напоминает, что все проекты на ЗАО "Юнисон", включая автомобили "Форд" и "Саманд", оказались неудачными – после громких заявлений инвестиции в нашу страну так и не приходили.
– Основная проблема заключается в том, что с белорусской стороны нет субъекта, который мог быть разделить риски с производителем. Абсолютно непонятно, кто может выступить в таком качестве, – отмечает Алексей Бабайцев.
Сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов считат, что не менее важным при запуске сборочного производства легковушек будет наличие структуры недорогих местных поставщиков комплектующих на конвейер.
– Я своими глазами видел, как создается конкурентоспособный автомобиль в США. В один из самых бедных тамошних штатов Миссисипи концерн "Toyota" поставил только сборочный конвейер. А дальше порядка тысячи малых местных предприятий, конкурируя друг с другом (я болт за два рубля сделаю – а я за один!), начали работать на конвейер. Сочетание крупного производства с малым и с конкурентной средой и дал автомобиль, который нравится всем, – рассказывает Виктор Маргелов.
При этом он добавляет: если подобная структура не была создана для старых гигантов МАЗа и МТЗ, то можно ли рассчитывать, что дело пойдет с легковыми автомобилями?!
– Теоретически создать новое производство легковых автомобилей можно. Нужны соответствующие условия деловой среды и организационно-технические мероприятия. И нужно лет пять, чтобы отработать технологии. Если же пойти по пути "отверточной" сборки, то цена на такой автомобиль будет, как на наш любимый "Саманд", – с иронией заключает Виктор Маргелов.
Руководителя оргкомитета по созданию общественного объединения "За Авто" Артема Шаркова больше волнует отмена планируемого повышения пошлин на ввозимые иномарки, чем призрачная перспектива создания собственного производства.
– У нас уже есть пример отечественной сборки – "Саманд". Востребован ли он? Не особо. Кажется вполне неплохой автомобиль, если сравнивать с продукцией российского АвтоВаза. Но его стоимость – от 13 тысяч долларов. В Иране он стоит практически в два раза дешевле, – говорит эксперт "Завтра твоей страны". – Я не вижу никого, кто мог бы начать производство в Беларуси "народного автомобиля".