Автомобили будут ездить взводами без участия водителей
Тот полагается не столько на свой богатый опыт, сколько на передовую технику, связывающую его "тягач" с другими участниками "конвоя" без каких-либо сцепок и проводов. Автомобили автономно следуют друг за другом, сами поворачивают, ускоряются и притормаживают. При этом состав колонны время от времени меняется: одни водители берут управление в свои руки и съезжают с трассы, другие присоединяются и "уступают руль".
"Автомобильные поезда" создают специалисты из Великобритании, Испании, Германии и Швеции. Финансируемые в рамках Седьмой рамочной программы Еврокомиссии (FP7), они объединились в работе над проектом SARTRE (Safe Road Trains for the Environment), стартовавшем в сентябре и рассчитанном в общей сложности на три года.
Цели SARTRE - повысить безопасность движения, научиться эффективнее распределять транспортные потоки, сократить время в пути, предоставить водителям больший комфорт, снизить расход топлива и уровни выбросов СО2.
"Этот проект представляет собой уникальное сочетание технологий, навыков и опыта европейских промышленных и научных кругов с целью разработки безопасных и экологически эффективных автопоездов без необходимости инвестировать средства в изменения дорожной инфраструктуры", - объясняет координатор проекта Том Робинсон (Tom Robinson) из британской компании Ricardo.
По его словам, SARTRE может запросто обойтись без внесения существенных изменений в сами дороги общего пользования. Например, датчиков в полотне магистралей, которые разработчики проекта считают непомерно дорогими, точно не будет.
"Пусть это звучит как утопия, но для реализации SARTRE нам не потребуются никакие фокус-покус-технологии, достаточно доработать и адаптировать уже существующие", - добавляет Эрик Кулинг (Erik Coelingh), представляющий интересы единственного в проекте автопроизводителя - шведскую корпорацию Volvo.
На некоторых серийных автомобилях уже можно встретить системы, контролирующие дорожную разметку и помогающие водителю держаться в пределах полосы. Есть еще, к примеру, активный радарный круиз-контроль, способный поддерживать заданную дистанцию и самостоятельно задействовать тормозную систему, если впереди идущий автомобиль замедляет ход. Существуют технологии обмена информацией между машинами, считыватели дорожных знаков и многое-многое другое. Инициаторам новой программы нужно лишь свести в единую систему эти и другие родственные технологии.
В первую очередь SARTRE мог бы "превратить в пассажиров" владельцев легковушек, которые каждый день по одному и тому же маршруту преодолевают большие расстояния по автострадам. Вероятнее всего, услуги автопоезда будут платными, но порядок расчетов, как и возможную цену, еще предстоит определить.
Прототипы автопоездов, оснащенные системой навигации, приемопередатчиками и соответствующими сенсорами, должны появиться на полигонах Великобритании, Испании и Швеции в начале 2011 года. Первый "конвой" будет включать в себя два грузовика и три легковушки.