Сколько стоит поездка в такси
04.09.2009 09:20
—
Новости Авто
Простая задачка: нужно доехать из пункта А в пункт Б. Расстояние — 10 километров. Сколько возьмет таксист? Пока вы думаете, приведем пример. В редакцию зашел читатель, на днях проехавшийся на "моторе" с Минского железнодорожного вокзала к своему дому на улице Матусевича:
— Собрался в отпуск в Крым. Ехал вечером. Заплатил до вокзала 17.000. Возвращался тем же маршрутом назад. Уже утром. Отдал 34.800. Думаю, что такое? Такси официальное, не vip. Попросил водителя выдать чек. Тот улыбнулся и квиток протянул. Вроде бы все законно. Но чувствую: надули...
Этот чек за проезд мы в редакции крутили и так и этак. Но не поняли ровным счетом ничего. На квитке указана сумма за абонирование (позже мне специалисты рассказали, что это — минимальная стоимость проезда, включающая плату за посадку и минимальный проезд). Есть еще пункт — "Почасовая". Это наша плата за заторы. Читатель ехал около 7 утра, пробки в такое время маловероятны, но 1.220 рублей с него все–таки взяли. Ну да ладно — мелочь. А вот главный пункт — стоимость километра — "зашифрован". Напротив графы "Тариф" стоит цифра 6. И сумма за 10 км — 30.080.
Откуда берутся такие цифры? Что значит шестой тариф? Проверяющие органы постоянно твердят: таксисты должны включать таксометры, выбивать чеки. Но кого и от чего защищает этот невразумительный квиток?
Решил поинтересоваться, откуда такие суммы растут, у самих таксистов. Машины с "шашечками" стояли возле одного из минских гипермаркетов. На борту указаны номера служб такси, стоимость километра за проезд. То есть не "бордюрщики", а вполне официальные субъекты хозяйствования. Тем не менее спрашиваю:
— Сколько у вас километр?
— Смотря куда. Садись, разберемся, — отвечали "водилы".
Не удивился: типичный в последнее время ответ. Однажды, когда за несколько километров с меня взяли втридорога, таксист (индивидуальный предприниматель) и вовсе выдал поразительное объяснение: "Фаза луны сегодня такая. Плати!"
...Это, конечно, не новость, что частники, пусть и легально зарегистрированные, наглеют, цинично накручивают тарифы, берут людей на пушку. Но в комитете экономики Мингорисполкома мне рассказали, что таксисты–ипэшники имеют на это полное право: свободное ценообразование, стоимость определяет конъюнктура рынка. Замечательно, но почему правила на рынке для всех разные? Летом, когда в городе службы такси стали играть на понижение, а тарифы у некоторых опустились до рекордно низкой отметки 1.000 рублей за километр, проблема "накрутчиков" обрела особую остроту. Таксисты в открытую говорили: работать по расценкам службы такси (то есть по звонку) им невыгодно. Лучше подбирать клиентов в городе. И вводить свой тариф: шестой, четвертый, пятый, в зависимости от фазы луны и солнечной активности.
— Единственный вариант — спросить о тарифе заранее, — считает заместитель начальника филиала транспортной инспекции по Минску и Минской области — начальник отдела контроля Алексей Сакович. — Если на борту или на табличке в салоне написано одно, а вам выбивают чек на другую сумму, имеете право не платить. Вызывайте милицию...
Кто ж будет вызывать? Тем более что табличку с тарифами не сразу найдешь. А если и заметишь, то уже поздно. Чемодан в багажнике, двигатель заведен. Не выпрыгивать же на ходу...
— Сейчас цены на такси в Минске стабилизировались: километр проезда стоит 1.300 рублей, — рассказывает председатель правления ассоциации "Столичное такси" Игорь Верховец. — Есть одна служба, у машин которой на борту указаны цифры поменьше, но возят в итоге все равно по средней таксе, а то и выше. Пассажиры попадаются на удочку. Что касается частников, то у некоторых, знаю, абсолютно легально стоят громадные тарифы — вплоть до 10.000 за километр. Все беды — от нежелания клиента присмотреться, с кем и за сколько он едет. Увидел машину — и сразу же сел. Надежнее вызывать такси по телефону.
Но не всегда под рукой есть мобильник. А часто на том конце провода сообщают, что "машин пока нет". Быть может, стоит подойти к проблеме по–другому и обязать таксистов информировать пассажиров о стоимости проезда более наглядно?
— Такой нормы пока нет, — говорит Игорь Верховец. — В одном из стандартов указано, что табличка с ценами в машине быть должна, но нюансы вроде ее размеров не уточняются. В Польше, кстати, информацию о тарифах вешают на стекла машин. Вполне возможно, так нужно делать и нам. Принятие подобной нормы должно инициировать Министерство транспорта и коммуникаций.
— Собрался в отпуск в Крым. Ехал вечером. Заплатил до вокзала 17.000. Возвращался тем же маршрутом назад. Уже утром. Отдал 34.800. Думаю, что такое? Такси официальное, не vip. Попросил водителя выдать чек. Тот улыбнулся и квиток протянул. Вроде бы все законно. Но чувствую: надули...
Этот чек за проезд мы в редакции крутили и так и этак. Но не поняли ровным счетом ничего. На квитке указана сумма за абонирование (позже мне специалисты рассказали, что это — минимальная стоимость проезда, включающая плату за посадку и минимальный проезд). Есть еще пункт — "Почасовая". Это наша плата за заторы. Читатель ехал около 7 утра, пробки в такое время маловероятны, но 1.220 рублей с него все–таки взяли. Ну да ладно — мелочь. А вот главный пункт — стоимость километра — "зашифрован". Напротив графы "Тариф" стоит цифра 6. И сумма за 10 км — 30.080.
Откуда берутся такие цифры? Что значит шестой тариф? Проверяющие органы постоянно твердят: таксисты должны включать таксометры, выбивать чеки. Но кого и от чего защищает этот невразумительный квиток?
Решил поинтересоваться, откуда такие суммы растут, у самих таксистов. Машины с "шашечками" стояли возле одного из минских гипермаркетов. На борту указаны номера служб такси, стоимость километра за проезд. То есть не "бордюрщики", а вполне официальные субъекты хозяйствования. Тем не менее спрашиваю:
— Сколько у вас километр?
— Смотря куда. Садись, разберемся, — отвечали "водилы".
Не удивился: типичный в последнее время ответ. Однажды, когда за несколько километров с меня взяли втридорога, таксист (индивидуальный предприниматель) и вовсе выдал поразительное объяснение: "Фаза луны сегодня такая. Плати!"
...Это, конечно, не новость, что частники, пусть и легально зарегистрированные, наглеют, цинично накручивают тарифы, берут людей на пушку. Но в комитете экономики Мингорисполкома мне рассказали, что таксисты–ипэшники имеют на это полное право: свободное ценообразование, стоимость определяет конъюнктура рынка. Замечательно, но почему правила на рынке для всех разные? Летом, когда в городе службы такси стали играть на понижение, а тарифы у некоторых опустились до рекордно низкой отметки 1.000 рублей за километр, проблема "накрутчиков" обрела особую остроту. Таксисты в открытую говорили: работать по расценкам службы такси (то есть по звонку) им невыгодно. Лучше подбирать клиентов в городе. И вводить свой тариф: шестой, четвертый, пятый, в зависимости от фазы луны и солнечной активности.
— Единственный вариант — спросить о тарифе заранее, — считает заместитель начальника филиала транспортной инспекции по Минску и Минской области — начальник отдела контроля Алексей Сакович. — Если на борту или на табличке в салоне написано одно, а вам выбивают чек на другую сумму, имеете право не платить. Вызывайте милицию...
Кто ж будет вызывать? Тем более что табличку с тарифами не сразу найдешь. А если и заметишь, то уже поздно. Чемодан в багажнике, двигатель заведен. Не выпрыгивать же на ходу...
— Сейчас цены на такси в Минске стабилизировались: километр проезда стоит 1.300 рублей, — рассказывает председатель правления ассоциации "Столичное такси" Игорь Верховец. — Есть одна служба, у машин которой на борту указаны цифры поменьше, но возят в итоге все равно по средней таксе, а то и выше. Пассажиры попадаются на удочку. Что касается частников, то у некоторых, знаю, абсолютно легально стоят громадные тарифы — вплоть до 10.000 за километр. Все беды — от нежелания клиента присмотреться, с кем и за сколько он едет. Увидел машину — и сразу же сел. Надежнее вызывать такси по телефону.
Но не всегда под рукой есть мобильник. А часто на том конце провода сообщают, что "машин пока нет". Быть может, стоит подойти к проблеме по–другому и обязать таксистов информировать пассажиров о стоимости проезда более наглядно?
— Такой нормы пока нет, — говорит Игорь Верховец. — В одном из стандартов указано, что табличка с ценами в машине быть должна, но нюансы вроде ее размеров не уточняются. В Польше, кстати, информацию о тарифах вешают на стекла машин. Вполне возможно, так нужно делать и нам. Принятие подобной нормы должно инициировать Министерство транспорта и коммуникаций.