Пятеро авантюристов и УАЗик. Сорок дней по бездорожью
Пятеро авантюристов из Минска 22 августа выехали в Магадан на автомобиле УАЗ 3962. В пути их ждет жара первых восьми тысяч километров, холод Якутии, отсутствие дороги как таковой после Читы, сон на автомобильных "нарах"… Поездка еще до официального старта стоила каждому из участников больше, чем отдых в Турции всей семьей в эксклюзивных условиях. Но вынашиваемая с 2002 года идея о вояже протяженностью в двадцать четыре тысячи километров не имела права не быть реализованной. "Буханку" перед дорогой освятил священник, а в дальний путь проводило около сотни неравнодушных.
Накануне старта добровольной экспедиции "Минск – Магадан – Минск" один из ее участников Александр Смирнов рассказал о том, что нужно брать с собой в столь дальнюю поездку, как готовить команду и автомобиль и куда направятся белорусские авантюристы по возвращении из Магадана через сорок дней.
– Почему для этой дальней поездки был выбран автомобиль УАЗ 3962?
– Это долгая история. Если вы узнаете в интернете, что такое трасса "Колыма" и "Якутск – Магадан", то будете удивлены. Ведь по нашим меркам это танкодром, который время от времени переходит в узкую горную тропинку. Населенные пункты на трассе практически не встречаются. Исходя из этого, требования к автомобилю могли быть следующими: полноприводный внедорожник, который должен успешно форсировать мелкие реки, легкий в ремонте (по пути нет автомобильных сервисов), вместительный, чтобы все необходимое можно было взять с собой. Если все эти требования сложить вместе, то УАЗик становится неплохим вариантом среди своих основных конкурентов. Я имею в виду автомобили марок Nissan, Land Cruiser и другие внедорожники. Нужно сказать, что этот автомобиль обладает поразительной ремонтопригодностью. Производители сделали УАЗ 3962 таким, что его можно собрать даже из бракованных запчастей – и машина поедет. Я считаю, что этот автомобиль идеально приспособлен для последнего участка запланированной нами дороги.
– Где вы нашли этот автомобиль, ведь он не новый? Как долго команда готовила УАЗик к предстоящей поездке?
– Идея съездить в Магадан возникла еще в 2002 году. Сначала мы хотели доехать до Магадана и там бросить машину, красиво взорвать ее или продать, после чего спокойно добраться домой на самолете. С этой идеей мы жили долго. Из этой идеи и родилась мечта о УАЗике. Машину искали по военным частям, газетам, авторынкам, ездили по всей республике и смотрели авто. Очень долго не попадалось ничего толкового. А потом в Бресте совершенно случайно нашли эту машинку. У Брестского клуба любителей автомобилей-внедорожников оказался такой милый УАЗик. Это бывшая инкассаторская машина, но уже без брони.
– Сколько времени ушло на подготовку автомобиля к такому непростому пути?
– Мы готовили машину с февраля этого года. В том же месяце из-за "неопытных рук" мы умудрились заклинить двигатель – он закипел. С этого момента мы вздохнули с облегчением, достали двигатель и решили начать все сначала. Таким образом, разобрали автомобиль по частям и сложили его самостоятельно. На прошлой неделе мы окончательно довели машину до ума, чтобы она смогла ездить.
– 24 тысячи километров будет сложно пройти на машине без хорошего технического обслуживания. Какие инструменты берете с собой?
– Мы берем с собой список из шестидесяти пунктов запчастей и компонентов автомобиля. Я знаю, что мы будем ломаться по дороге, потому что с УАЗами это неизбежно. Приятно то, что с нами связался завод УАЗ, то есть его представитель в Беларуси ЗАО "Внедорожник". Они прорабатывают возможность оказания нам технической поддержки на сервисных станциях в России.
– Вы же говорите, что там, куда вам предстоит отправиться, нет цивилизации…
– Цивилизации там на самом деле нет. Но на трассе Якутск-Магадан есть маленький городок Усть-Нера. В этом городке живет 5 тысяч человек и работает два магазина запчастей для УАЗиков. Там все ездят на УАЗах.
– Зачем же вы едете в Магадан?
– Во-первых, нас привлекает расстояние и сложность трассы. Магадан – это конечная точка выхода трасс из Евразии к Тихому океану, потому что дальше дорог нет вообще. Кроме того, в Магадане очень красивая дикая природа. Привлекает река Колыма. Хотим посмотреть на так называемый полюс варварства XX века. На мой взгляд, люди должны помнить свою историю, чтобы не быть обреченными на ее повторение. Мы хотим на все это посмотреть, увидеть дикую природу и прикоснуться к ней.
– С чего начинались сборы?
– Со списка вещей, необходимых в дороге. Чтобы его подготовить, я долго лазил по сайтам и изучал информацию. Мы собрали ссобоечку в двести-триста килограммов. Она включает в себя два запасных колеса с дисками, четыре камеры в колеса, реечный домкрат – так называемый высокий хай-джек под "кенгурятник". Еще у нас с собой приспособления для езды по грязи, бензопила – для прокладки новой дороги. Кроме того, множество запчастей, компонентов и инструментов для ремонта машины. Каждый автолюбитель должен чувствовать свою машину и представлять, что может случиться в дороге. Мы знаем, что с УАЗиком может случиться все что угодно. Поэтому берем и крестовину кардана- крестовина для кардана, и карданные болты, и колесные шпильки, и набор гаек, болтов, шурупов, гвоздей и шлангов, а также запасной бензонасос, тормозные шланги и многое другое. Список можно продолжать достаточно долго.
– Как вы собираетесь заправлять машину, если рядом не будет цивилизации?
– Заправки по дороге есть, но их немного. Максимальное расстояние между заправками составляет двести пятьдесят километров. У нас есть два штатных бака – на 70 и 20 литров. Кроме того, мы вешаем добавочный девяностолитровый бак на крышу. В принципе, наш автономный ход будет равен примерно пятистам километрам.
– Какой расход топлива у вашей "капсулы"?
– Расход нашей "капсулы" равен 16-17 литрам на "сотню".
– Известно, что "как вы яхту назовете, так она и поплывет". Интересно, как вы называете вашу машину?
– У нашего авто пока нет конкретного имени, никак не можем определиться. На форуме сайта http://magadan.by даже была открыта ветка, посвященная этой теме. Поступило много предложений: "Паровозик из Ромашково", "Шмель", "Алкобас", "Капсула смерти" и многие другие. Но мы не можем определиться, потому что не знаем характер машины. Когда поедем в дорогу, тогда и дадим ей подходящее имя.
– К каким дорожным тяготам и лишениям должна быть готова вся команда? Водительские удостоверения есть у всех участников пробега?
– Автомобильные права есть у всей команды. Причем средний стаж вождения составляет более шести лет. Команде придется столкнуться со многими лишениями и тяготами жизни. Когда мы будем ехать в средней полосе России, в УАЗике будет достаточно жарко. Ведь это не та машина, в которой есть кондиционер. В Якутии будет холодно, так что появится другая проблема. Поэтому мы берем с собой теплые пуховые вещи. Кроме того, российские дороги сами по себе являются испытанием. От Читы дорога превращается в грейдерную, то есть там нет асфальта.
Последние пять тысяч километров асфальт лишь изредка появляется на дороге. Нельзя забывать и о трудностях, связанных с длительной поездкой. Я имею в виду отсутствие домашнего комфорта, душа, теплой подушки и горячего чая. К счастью, нам к этому не привыкать, поэтому проблем возникнуть не должно.
– Рассчитывали ли вы среднюю скорость движения? Составлен ли поэтапный график экспедиции?
– График у нас есть, но мы его создали для тех, кто хочет поподробнее ознакомиться с предстоящей поездкой. Дело в том, что мы ни разу в жизни не соблюли ни один график. Всегда возникают накладки: либо мы рвем вперед, либо немного отстаем от намеченного. График составлен из расчета скорости движения в 60-70 км/ч. Безусловно, будем делать остановки. В частности, хотим посмотреть на Красноярскую ГРЭС, увидеть озеро Байкал. Думаем заехать на целебные источники под Ишимом, а также увидеть урановые шахты на трассе "Колыма". Но при всем этом планируем справиться за сорок дней.
– Много ли было желающих, которые хотели присоединиться к вашей экспедиции?
– На сайте http://extreme.by мы агитировали таких же авантюристов, как мы, поехать с нами в Магадан на "буханке". Большинство людей недоумевали, что такое "буханка". Мы поняли, что обратились не по адресу, поэтому сделали свой ресурс. Но желающих больше не стало. Главное препятствие, как мне кажется, в том, что на эту поездку нужно потратить сорок дней своей жизни.
– Наверняка эта поездка стоит вам дорого. Но насколько дорого?
– Я вам больше скажу: съездить в пятизвездочный отель в Турцию всей семьей по программе "все включено" обойдется дешевле, чем в Магадан. Я еще до выезда потратил на эту машину около трех-четырех тысяч долларов, а впереди еще такая длинная дорога.
– Помог ли интернет найти россиян, которые готовы помочь, если что-нибудь случится?
– Однозначно помог. Организовалось сообщество, которое активно обсуждало нашу поездку на магаданских автомобильных форумах. Они писали что-то вроде "осенью к нам едут психи из Беларуси". Летом авантюристов много, а вот осенью доехать намного тяжелее. Сложности связаны с началом дождливого сезона, слякотью и речкой, через которую ходит паром. И этот паром прекращает свой ход, когда начинается ледостав. Он может начаться и пятнадцатого сентября. Наша задача – успеть на паром на обратном пути. В противном случае придется ждать до ноября, пока установится лед, либо выбираться самолетами и другими способами.
– Россияне проконсультировали вас по поводу взаимоотношений с местной ГАИ?
– Начиная с Урала люди никогда не видели белорусских машин и белорусских водительских удостоверений. Члены нашего клуба ездили во Владивосток, и проблемы у них возникали именно с документами. Для россиян наши водительские удостоверения – не международного образца. Представители правоохранительных органов просили члена нашего клуба сделать нотариально заверенную копию документа с переводом на русский язык. Страховую зеленую карту при въезде в Россию они не воспринимают всерьез и просят показать ОСАГО – российский договор автострахования. Подобных проблем и нюансов возникнет очень много. А решать их приходится с непорядочными исполнителями непосредственно на местах.
– Вам уже сказали, какую сумму нужно взять с собой для решения подобных вопросов?
– У нас имеется опыт, и мы представляем, во сколько это обойдется. Неважно, прав ты или нет, если ты хочешь проехать быстро, придется заплатить. Иногда даже доходит до конфискации автомобиля. Но им наш УАЗик только разгружать придется три дня! Мы принимаем внимание сотрудников российской ДПС как неизбежное. Но даже когда с командой ездим по Минску и по Беларуси, стремимся соблюдать правила дорожного движения. На УАЗике, кстати, даже написан лозунг "Мы за безопасность дорожного движения!".
– Какие обереги берете с собой?
– Нам подарили икону хранителя дорог святого Николая. Ребята повесили ее в машину, и она будет оберегать нас в пути.
– Вы готовы к тому, что судьба вмешается и не позволит уехать дальше Могилева?
– Мы готовы к такому повороту событий и в случае неудачи обязательно повторим свою попытку. Шансы провала нашей экспедиции велики. Еще ни одна сентябрьская экспедиция толком до Магадана не доехала. Российский журнал "За рулем" отправлял своих людей в 2006 году на внедорожниках Nissan и Toyota. Они не смогли доехать до Магадана.
– Что будет с машиной в случае фиаско, ведь будет жалко оставить ее в грязи после того, как в нее вложено столько сил, средств и души!
– По возможности будем стараться эвакуировать ее до Минска либо до каких-то знакомых автоклубов, чтобы оставить ее на сохранение. Будем смотреть по обстоятельствам. За время знакомства с этим автомобилем мы успели его полюбить.
– Если все завершится хорошо, то куда поедете в следующий раз?
– У нас очень много планов, которые конкурируют между собой. Мне нравится интересная идея добраться по Енисею до полуострова Диксон. До Красноярска можно доехать, а потом по льду хотим добраться до самого Северного Ледовитого океана. Еще одна интересная идея – добраться до Индии. Причем ехать не через Афганистан и Пакистан, а проехать вокруг через Китай и Гималаи. Было предложение доехать зимой до Чукотки, но для этого нужен более серьезный автомобиль. Например, ГАЗ 66 или другие автомобили с высокой посадкой и хорошей проходимостью. На этом планы на автомобильные походы заканчиваются.
Кроме того, планируем подняться на пик Ленина, подъем в Хибины для девушек на восьмое марта.
– Кто придумывает маршруты? У кого из вашей команды так бурно развита фантазия?
– Самая бурная фантазия из нашей команды у Алексея Глазкова. Он сплотил нашу команду. Нужно сказать, что и остальные ребята тоже не обделены фантазией.
– Ваша команда состоит из пяти человек. Кто все эти люди?
– Еще около десяти лет назад мы сформировались как клуб любителей активного отдыха. Мы совершаем не только автомобильные авантюры. Мы плавали на плотах, ездили на велосипедах до Астрахани, ходили в походы пешком. У нас сложилась проверенная и сплоченная команда, которая прошла огонь, воду и медные трубы. Думаю, психологических конфликтов быть не должно. Нужно учитывать, что мы сорок дней будем находиться в одной "капсуле". Из пяти человек команды по образованию у нас три врача и два инженера. А если по именам, то команда – это Алексей Глазков, душа компании и всех походов; я, Александр Смирнов. Еще в нашей команде работают Сергей Новик, Максим Очеретний и Вячеслав Андросюк.