Что известно о людях, которых подозревают в причастности к убийству Шеремета
Со дня убийства Павла Шеремета прошло три с половиной года. Почти все это время следствие молчало. 12 декабря полиция задержала двух подозреваемых. На вторую группу подозреваемых вышли, расследуя другие преступления: подрыв ЛЭП на Чонгаре и покушение на жителя Ивано-Франковской области. По словам правоохранителей, они проанализировали все взрывы в Украине и обратили внимание на схожие черты.
На сегодня следствие подозревает в убийстве по меньшей мере пять человек: медсестру одного из парашютно-десантных батальонов Яну Дугарь, врача и волонтера Юлию Кузьменко, музыканта и добровольца Андрея Антоненко, добровольцев Владислава и Инну Грищенко, известных под позывными «Буча» и «Пума». Обыски у подозреваемых продолжались и во время проведения брифинга.
«Украинская правда» проанализировала биографии подозреваемых и факты, которые были обнародованы правоохранителями.
Пятеро подозреваемых по делу Павла Шеремета. Кто они?
Андрей Антоненко
Версия следствия: якобы участвовал в закладке взрывчатки под автомобиль Шеремета. Именно Антоненко, по словам полиции, был тем человеком, которого зафиксировали камеры наблюдения. Он сопровождал женщину, которая непосредственно подложила устройство под автомобиль журналиста.
Следствие утверждает, что Антоненко и убийца — один человек, ссылаясь на результаты экспертизы, в том числе его походки.
В материалах дела, детали которых в сеть выложили друзья Антоненко, говорится, что человек «увлекся ультранационалистическими идеями, культивировал величество арийской расы, размежевание общества по принципу национальной принадлежности, стремился сделать свои взгляды объектом внимания общественности».
В ночь перед совершением убийства до самого утра телефоны Антоненко были выключены. В то время он хромал, потому перенес операцию из-за варикоза. Киллер на видеозаписях тоже хромал.
Кто такой:
48-летний киевлянин Андрей Антоненко — довольно известный в патриотических и добровольческих кругах человек.
Он профессиональный рок-музыкант и певец, имеет профильное образование и на сцене уже три десятка лет. С конца 80-х играл в нескольких группах, в частности ADEM и DAZ Machine. В 2003 году основал группу Riffmaster как свой авторский проект. Кроме Антоненко в группе играют еще два гитариста.
В 2014 году Riffmaster вместе с лидером группы «Тартак» Сашко Положинским записали военную песню «Земля». Антоненко рассказывал, что написать песню в поддержку защитников его попросили в Минобороны.
С тех пор Положинский с Riffmaster неоднократно выступали вместе, Антоненко периодически пел для военных и добровольцев, ездил на фронт, давал благотворительные концерты.
В 2017 году группа презентовала песню «Тихо пришел, тихо ушел». В сети ее назвали неофициальным гимном воинов подразделений Сил специальных операций ВСУ. Военное телевидения даже сняло клип, который распространяло официальное командование ООС.
Песню посвятили спецназовцам, с которыми дружил и сотрудничал Антоненко. Об этом рассказывал сам музыкант:
«Корень этих отношений лежит с 2015 года. Когда мы впервые с Сашко Положинским выехали в тур на фронт. Но до этого еще побывали в Кировограде, 3 полк. И именно оттуда началась дружба с спецназовцами. Неофициальное сотрудничество, которое за полтора года переросла в песню».
В тот же 2017-й Антоненко и сам пошел в спецназ, подписав контракт с Вооруженными силами, называя это «логическим продолжением того, что началось в 2015 году». На фронте он взял позывной «Riffmaster».
В дни, когда готовили убийство Шеремета, Антоненко был в Киеве, а на следующий день после взрыва давал концерт. Однако уже 23 июля (через 3 дня) он выложил фото с фронта с локацией «Авдеевка».
Антоненко — активный пользователь Facebook, но на его странице удалось найти только одно упоминание о Шеремете. Уже в декабре этого года мужчина, ничего не дописав ничего от себя, опубликовал новость о задержанном ранее Владиславе Грищенко, который заявил, что его шантажировали и требовали признать вину в убийстве журналиста. В 2016 году, когда вся страна обсуждала взрыв в центре украинской столицы, Антоненко о нем ничего не написал.
Следствие обращает внимание на адрес Антоненко на улице Олеся Гончара. Его дом находится в 10 минут ходьбы от дома Шеремета и примерно на таком же расстоянии от места, где убийц зафиксировали камеры. Все эти три точки расположены в пределах 3 кварталов.
Люди, которые знают Антоненко лично, сомневаются в том, что он может быть причастен к убийству, которое могло дестабилизировать ситуацию в стране. «Он прекрасно знал, кто такой Шеремет, и точно не мог считать его врагом, если говорить о мотивах поступка», — говорит собеседник УП.
Юлия Кузьменко
Версия следствия: якобы закладывала взрывчатку под машину Шеремета. Установили это, в том числе, с помощью анализа походки Кузьменко, которую сравнили с видеозаписями, запечатлевшими убийц Шеремета.
Не пользовалась телефоном в период перед убийством, что, по словам полиции, нехарактерно для нее.
Кто такая:
«Всегда помнить о том, что наиболее темное время — перед рассветом и даже черная полоса может стать взлетной». Так год назад охарактеризовала свою «формулу успеха» вторая подозреваемая, Юлия Кузьменко, когда журнал «Фокус» записал ее в 100 самых влиятельных женщин Украины.
Юлия Кузьменко — 40-летняя врач-хирург и волонтер. Она работает в Центре детской кардиографии и кардиохирургии, где возглавляет отделение рентгенангиографии и эндоваскулярной хирургии. Имеет степень кандидата медицинских наук и пишет докторскую диссертацию.
В 2013 году Кузьменко пошла на Майдан волонтером-медиком. С начала войны женщина помогает военным, жителям Донбасса и семьям погибших.
Знакомые Кузьменко, с которыми общалась «Украинская правда», говорят о ней как о высокопрофессиональном специалисте, которая долгое время была волонтером на фронте. «Пока все, что было опубликовано на брифинге, не укладывается в голове и похоже на бред», — поделился впечатлениями один из знакомых Кузьменко.
В 2014 году волонтер баллотировалась в Киевсовет по списку «Новой силы» (лидер — Юрий Збитнев), которая в конце концов в городской парламент не прошла.
Она много пишет в соцсетях, комментируя самые разнообразные события в стране. 20 июля 2016 она написала об убийстве Павла Шеремета, вспомнив убийства Георгия Гонгадзе и Олеся Бузины:
… «Уже тогда надо было искать ту циничную тварь, устроившую охоту на прессу … Не важно, что писал, важен факт громкого убийства — отрезать голову, расстрелять во дворе, взорвать машину. Нарочитости — факсимиле ЭТИХ преступлений, вопрос не в личности жертв, хоть это и цинично. ИМХО».
Сейчас этого поста на странице Кузьменко уже нет. Как и Антоненко, она запостила новость о том, что Владислав Грищенко заявил о давлении .
В тот день, когда убили Павла Шеремета, Кузьменко, судя по соцсетям, была в отпуске, в Киеве. А 21 июля она ходила на концерт Андрея Антоненко.
Позже волонтер тоже уехала из столицы, но, вероятно, не сразу — фото с локацией в другой области она выложила только 30 июля 2016 года.
После ареста супругов Грищенко Юлия Кузьменко хоть и не была в составе наиболее активных и публичных их защитников, но ходила в АТОвцев на суды.
Кузьменко воспитывает сына, с его отцом в разводе. Она живет в Киеве, а в соцсетях называла родным городом Артемовск Донецкой области. Оттуда же родом ее мать.
Следствие обращает внимание, что в течение последних четырех лет, занимаясь волонтерством, Кузьменко приобрела дом и элитное авто. Правда, полиция не уточняет, какой официальный доход имеет врач и какие доходы у ее родителей.
Информации о семье Калинкиных (девичья фамилия Юлии Кузьменко) в сети почти не найти. Однако на мужчину, который, вероятно, является ее отцом, записан бизнес. Леонид Калинкин (отчество Кузьменко — Леонидовна) был прописан в одной квартире с подозреваемой в убийстве и значится единственным владельцем компании «Ердгаз», занимающейся поставками газа, и совладельцем столичного бизнес-центра «Павловский».
Яна Дугарь
Версия следствия: якобы фотографировала видеокамеры возле дома Шеремета за несколько дней до убийства. Полиция называет ее «разведчицей».
На записях телефонных разговоров Дугарь рассказывала знакомым об обысках, которые, к радости девушки, прошли не по месту ее жительства, а по месту прописки:
«Если бы они, не дай Бог, зашли ко мне в квартиру, которую я снимаю, там где у меня лежит семь телефонов … Плюс три книги по саперскому делу. И плюс полностью набор реального сапера».
Кто такая:
Дугарь — 26-летняя участница АТО из Днепропетровской области. Она училась на медицинском факультете в Полтаве. В 2015 году попала на службу через военкомат в Старом Самборе.
На фронте была медсестрой парашютно-десантного батальона.
За участие в боевых действиях Дугарь получила несколько наград, среди которых «За мужество» III степени и медаль «За оборону Авдеевки».
Супруги Грищенко: «Пума» и «Буча»
Версия следствия: Владислав Грищенко как профессиональный сапер якобы сделал взрывчатку. Как для убийства Шеремета, так и для другого преступления. Эти два устройства были почти идентичными. На одном из них, который готовили не для убийства Шеремета, нашли ДНК Владислава и его жены Инны.
Телефоны Грищенко 12−20 июля 2016 года находились в Днепре.
Кто такие:
О еще двух АТОвцах, которые могут фигурировать в деле Шеремета, УП уже писала. Им не объявляли подозрения, и официально следствие не подтверждало, что проверяет их причастность к убийству. Однако в ноябре УП об этом узнала из собственных источников.
Речь идет о супругах добровольцах Грищенко: Владиславе (Буче), задержанном в сентябре, и Инне (Пуме), задержанной в начале ноября. Их подозревают в попытке другого убийства, которое так и не состоялось. Супруги вместе с другом, тоже участников АТО, летом 2018 якобы сделали и подложили взрывчатку под машину Ивано-Франковского криминального авторитета.
Сейчас «Буче» и «Пуме» инкриминируют незаконное хранение оружия и «покушение на убийство» в Ивано-Франковском деле — так правоохранители квалифицируют преступление, которое не произошло по причинам, не зависящим от преступников. Следствие еще продолжается.
Владислав Грищенко имеет 7 судимостей, из которых по крайней мере 5, по состоянию на 2016 год, были не погашены. То есть человек неоднократно шел на разбои, грабежи и избиения до того, как сроки предварительной судимости всплывут.
Инна Грищенко, по данным полиции, за время АТО приобрела несколько квартир и автомобилей.
Супруги отрицает свою причастность к преступлению, а на заседания судов обычно приходят несколько десятков друзей и знакомых. Они говорят о политическом преследовании бойцов АТО и эмоционально реагируют на информацию о том, что Грищенко могут фигурировать в деле Шеремета.
По словам друзей супругов, в дни убийства «Буча» был на фронте, а «Пума» — в госпитале.
Недавно «Буча» заявил, что следствие предлагало ему «взять на себя «дело Шеремета и еще несколько резонансных убийств. На просьбу УП прокомментировать это следователи не отреагировали.
«Пума» в суде говорила журналистам, что о своей возможной причастности к делу Шеремета она узнала от следствия после задержания. Однако, как свидетельствуют записи разговоров, обнародованные полицией, Инна Грищенко еще в октябре рассказывала знакомым, что «эту тему (покушение на Ивано-Франковщине — прим. УП) пытаются еще и с убийством Шеремета связать».
Иван Вакуленко
Версия следствия: Ивана Вакуленко под псевдонимом «Пистолет» правоохранители связывали с семьей Грищенко еще в деле о покушении на криминального авторитета в Ивано-Франковщине.
Молекулярная экспертиза подтвердила, что именно Вакуленко на авто возил супругов Грищенко для осуществления покушения в Косово. Прокуратура называет даже точный госномер арендованного авто марки Volkswagen Jetta и примерное время, когда компания выехала из Киева.
Вакуленко, или гражданин В., как его официально называют правоохранители, также был первым, кого вызвали на допрос в качестве свидетеля по делу об убийстве Шеремета.
На обнародованных правоохранителями разговорах слышно, как Вакуленко звонит Грищенко, чтобы рассказать о вызове на допрос. На что женщина реагирует холодно, так, как будто это не стало для нее новостью: «Я счастлива за тебя. Бери адвоката и иди». Фамилия Шеремета ни у кого удивления не вызывает.
А уже во время поисков Вакуленко, когда тот исчез и не отвечал на звонки, в телефонных разговорах Грищенко беспокоится за то, чтобы мужчина не разболтал лишнего:
«Нам нужно беречь его, как зеницу ока. Чтоб он не начудил. Я начинаю реально стрематься».
Через несколько дней после вызова мужчину нашли мертвым, с огнестрельным ранением в голову.
Правоохранители квалифицировали гибель Вакуленко как самоубийство — он застрелился из охотничьего ружья.
Как констатируют следователи, исчезновение и гибель напарника вывела из равновесия семью Грищенко и их друзей. Они начали активно перезваниваться и обсуждать проблему, но не всегда в контексте волнения за судьбу товарища.
Это и стало сигналом для правоохранителей.
Из этих самых разговоров кажется, что супруги воспринимает новость о гибели «Пистолета» с облегчением:
«У меня ощущение, что все складывается так, как нам надо. У меня с момента Ваниной пропажи появилось ощущение, что у нас все будет не просто хорошо, а (неценцузрная лексика)».
Отвечая на вопрос мужа, почему Вакуленко покончил с собой, Грищенко объясняет это тем, что он «не вывез еще и дело Шеремета».
Кто такой:
Об Иване Вакуленко публичной информации немного. Известно, что он ветеран АТО, секретарь союза ветеранов АТО Деснянского района Киева, основатель общественной организации «Мастерс движение Украины».
Товарищ супругов Грищенко, которого также подозревали в покушении на убийство местного авторитета в городе Косов в Ивано-Франковской области.
Петр Киян
Версия следствия: В следствии он проходит как «гражданин К. «Электрик». Киян — не подозреваемый по делу Шеремета. Однако благодаря тому, что он «засветился» «в другом преступлении, подрыве ЛЭП в Чонгаре, следствие и вышло на группу его друзей.
По словам полиции, во время обыска и задержания Владислава Грищенко именно Киян приехал за его автомобилем. Таким образом была установлена связь между мужчинами.
«Следователям стало понятно, что эти группы, которые исследовались отдельно и находились в разных томах, имеют общую группу. Поэтому акцент был сделан еще больше. И мы начали тщательно изучать все обстоятельства, жизненные пути и прошлое этой группы», — говорилось во время брифинга Нацполиции.
Кто такой:
33-летний уроженец Тернопольской области, нынешний гражданский муж Юлии Кузьменко. Он был участником Самообороны Майдана, участвовал в АТО. О нем известно немного.
Правоохранители характеризуют Кияна как человека, который владеет навыками оперативной работы и неоднократно их применял, чтобы следствие не получило необходимую информацию.
Следствие приводит телефонный разговор гражданина К. с Владом Грищенко, из которого следует, что он находится на грани и «подумывает пойти и застрелиться», потому что не видит смысла дальше жить, ведь «столько всего начудил».
Грищенко его отговаривает: «Вы что там, с ума посходили?! Ваня (Вакуленко), ты …»