«Формула Штайнмайера». Что мешает переговорам Зеленского с Путиным
В среду 18 сентября в российских и украинских СМИ начала появляться противоречивая информация о переговорах в Минске по поводу порядка закрепления особого статуса территорий на востоке Украины. Это один из главных спорных моментов, решение которого открывает возможность к началу прямых переговоров между президентами России и Украины по урегулированию ситуации на Донбассе.
Однако в среду Россия и Украина на переговорах в Минске не смогли договориться об особом статусе — и осталось неясным, по чьей вине.
Сначала министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко заявил, что встреча лидеров стран «нормандской четверки» могла состояться ещё накануне, 17 сентября, но не состоялась из-за России. При этом он сам, по его словам, был согласен на «формулу Штайнмайера» по предоставлению Донбассу особого статуса в составе Украины. Был готов к мероприятию и президент Украины Владимир Зеленский, говорил глава МИД.
«Мы договорились о «формуле Штайнмайера» на встрече советников 2 сентября, и я могу привести то, на что я дал согласие, — сказал он в среду на совместном заседании парламентских комитетов по евроинтеграции и иностранных дел.
Однако Кремль, как утверждает глава украинского МИД, не стал участвовать во встрече, объяснив это «техническими причинами», не уточнив, какими именно.
А полпред России в контактной группе по Украине Борис Грызлов после переговоров в Минске заявил: главный итог состоит в том, что Киев отказался подписать «формулу Штайнмайера».
«Напомню, что это тот самый документ, который был согласован 11 сентября политическими советниками лидеров стран «нормандской четверки» и предложен контактной группе для подписания», — сказал Грызлов.
Киев представил себя как ненадежного и безответственного партнера, и поставил под угрозу проведение встречи «нормандской четверки», заявил в среду директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков. По его словам, Украина отказалась подписать «формулу Штайнмайера», несмотря на то, что ее направили политсоветники лидеров глав государств «нормандской четверки», в том числе, Андрей Ермак, представляющий Украину.
Киев поставил условия
Тем не менее позже в Киеве заявили, что не имеют «принципиальных возражений по существу «формулы Штайнмайра» о местных выборах на Донбассе». Об этом в своем «Фейсбуке» написала Дарья Олифер, пресс-секретарь представителя Киева на переговорах Леонида Кучмы.
«Реализация этой формулы возможна только при условии выполнения следующих пунктов: полное прекращение огня; обеспечение эффективного мониторинга СММ ОБСЕ [Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ в Украине] на всей территории Украины; вывода с территории Украины вооруженных формирований иностранных войск и военной техники; разведение сил и средств вдоль всей линии соприкосновения; обеспечение работы Центральной избирательной комиссии Украины, украинских политических партий, СМИ и иностранных наблюдателей; установление контроля над неподконтрольным Украине участком российско-украинской границы», — заявила Олифер.
Саммит представителей дипломатической группы «нормандского формата» должен был состояться в Минске во вторник, 17 сентября.
Планировалась встреча контактной группы по урегулированию ситуации на востоке Украины с участием представителей России, Украины и самопровозглашенных республик. Стороны хотели согласовать график поэтапного разведения войск в зоне конфликта, а также утвердить единую редакцию «формулы Штайнмайера», оговаривающую условия закрепления особого статуса Донбасса.
Эту формулу разработал экс-глава МИД Германии, сейчас президент страны Франк-Вальтер Штайнмайер. Он предложил, чтобы неподконтрольная Киеву часть Донбасса получила временный особый статус на период выборов, которые должны быть проведены по украинскому законодательству.
Если ОБСЕ признает эти выборы честными и свободными, закон об особом статусе Донбасса должен вступить в силу и действовать на постоянной основе. Это предложение призвано ускорить выполнение минских договоренностей и поэтапное снятие санкций с России.
Впервые эту идею обсуждали еще в 2015 году, но она нигде не публиковалась и не была признана официальной.