10 лет крушению аэробуса под Морони, где из 153 пассажиров выжила одна девочка
Десять лет назад в Индийский океан упал аэробус A310−324, который следовал из столицы Йемена в столицу Коморские острова, город Морони. Погибли 153 человека, кроме одной девочки — 13-летней Байи Бакари. Она была в хвостовой части самолета и выжила, но лишилась в этой аварии своей матери.
29 июня 2009 года маленькая парижанка Байя Бакари вместе с мамой летели на Коморские острова к бабушке и дедушке. Борт следовал с посадкой в Марселе, а затем в столице Йемена — городе Сана. Мать и дочь заняли место в хвосте самолета.
Ночью девочка проснулась в темноте, ощутила вокруг воду и подумала сначала, что выпала в иллюминатор. Она провела в океане много часов, пока ее не заметил рыбак. Все это время ребенок, не умевший плавать, держался за обломок самолета.
«[Когда прощался в аэропорту с женой и дочерью], я поцеловал их обоих. Потом моя жена обернулась и помахала рукой, а моя дочь — нет. Это был последний раз, когда я видел мою супругу живой», — рассказал потом журналистам отец выжившей девочки.
Байя оказалась единственной, кому посчастливилось выжить в этой катастрофе. С этим может сравниться только история, когда в 1987 году в США из-за ошибки экипажа авиалайнер рухнул на дорогу вскоре после взлета: тогда из 157 человек спаслась только 4-летняя девочка Сесилия Сичан.
А 30 июня 2009 года самолет рухнул в Индийский океан в 6 км от берега при втором заходе на посадку, в 01.53. Это наблюдали и многие служащие из аэропорта:
«Самолет начал снижение на посадочную полосу. Но когда он был примерно на высоте 50 метров над ней, неожиданно, вместо того, чтобы коснуться ее, он резко ушел с оси полосы в сторону и совершил вираж в сторону моря, — говорил один из полицейских.
После этого лайнер пошел на второй круг, но снова безуспешно, „лайнер снова улетел и уже не вернулся“.
Рейс выполняла государственная авиакомпания Йемена — Yemenia. Самолету на тот момент было почти два десятка лет, и к тому моменту он налетал уже 53 тысячи часов. Поисковую операцию проводили французы, поскольку представители Йемена заявили, что у них нет необходимой техники для поиска в океане.
Постепенно были найдены обломки аэробуса, тела погибших и, наконец, бортовые самописцы (впрочем, не все данные удалось расшифровать из-за повреждений).
Расследование поручили Национальному агентству гражданской авиации и метеорологии на Коморских островах. Французское Бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации тоже направило группу следователей вместе со специалистами компании Airbus. Йемен подключил к расследованию свою техническую группу во главе с министром транспорта.
Причины крушения вызвали ожесточенные споры. Известно, что погодные условия были неблагоприятными: сила ветра достигала 64 км/час, что совсем нетипично для летней погоды в этом регионе.
Официальный вывод следственной комиссии Коморских островов был таков, что экипаж оказался дезориентирован и неправильно действовал при заходе на посадку. Из-за плохой погоды почти все их внимание было занято навигацией и они упускали важные сигналы.
Кроме того, экипаж не был полностью подготовлен, а в стрессовой ситуации попросту растерялся, допустив значительное снижение скорости, из-за чего потеряли управление над самолетом и он „завалился“. Летчики почему-то не отреагировали на сигналы автоматики о сближении с землей, когда надо было набрать высоту.
Хотя власти Йемена утверждали, что за месяц до катастрофы самолет прошел полный техосмотр, но оказалось, что еще двумя годами ранее европейские эксперты признали состояние этого аэробуса неудовлетворительным из-за множества неполадок в его оборудовании, и более того — лайнер запретили использовать в воздушном пространстве Евросоюза. С тех пор он ни разу не летал над Европой. В одной из французских газет этот самолет даже обозвали „летающей урной“.
С выводами не согласились родные погибших французских граждан, спустя четыре года они в Париже протестовали по этому поводу, а в аэропортах активисты не позволяли пройти на рейсы, следующие в Йемен. И компания на какое-то время была вынуждена отменить часть полетов.
Вопросы были и к тому, почему в первой точке, в Париже, пассажиров забирал один самолет (аэробус A330−200), а уже в Сане, перед прилетом в конечный пункт Морони, его заменили на другой (аэробус A310−324).
Те, кто уже летал по этому маршруту, называли это „рискованным делом“ и жаловались на состояние техники. На этом направлении Yemenia фактически была эксклюзивным перевозчиком.
„Самолеты йеменских авиалиний уже десять лет в отвратительном состоянии и не соответствуют международным нормам. Там даже нет ремней — мы вынуждены держаться за сиденья. А багаж ставим рядом. Рано или поздно это должно было случиться“», — заявляли живущие во Франции выходцы с Комор.
«Коморское правительство знало об этом маскараде, который длится вот уже десять лет!», — продолжали другие.
Хотя в истории авиакомпании, нужно сказать, эта была первая трагедия. В самом Йемене — уже третий случай за историю гражданской авиации, но два предыдущих ЧП произошли из-за столкновения самолетов на взлетно-посадочной полосе, и обходилось без жертв.
Семьи погибших получили компенсации в размере 20 тысяч евро.
Несогласные с выводами следствия так и остались при своем мнении. Что касается той единственной выжившей девочки, то сейчас ей уже 23 года. Вскоре после событий журналист Омар Гендуз вместе с ней написал автобиографию «Выжившая». Известный американский кинорежиссер Стивен Спилберг даже предложил приобрести права на экранизацию книги, но девушка отказалась.
Только в 2011 году вышел фильм Sole Survivor, где Бакари согласилась сняться среди тех, кто единственный выжил в авиакатастрофах.