Кризис в Венесуэле: пять возможных сценариев
В Венесуэле правительство и оппозиция, похоже, достигли патовой ситуации. У обоих участников конфликта есть сильные и слабые стороны, которые уравновешивают друг друга. В результате никому не удается добиться окончательной победы.
«Правительство сохранило контроль над оружием и получило поддержку иностранных союзников, но у него нет народной поддержки», — говорит Дженнифер Маккой, эксперт по Латинской Америке в Университете штата Джорджия в США.
«Оппозиция пользуется более широкой международной поддержкой, а также поддержкой населения. Но ей так и не удалось уговорить военных массово дезертировать и перейти на сторону протестующих», — пояснила Дженнифер Маккой в интервью Би-би-си Мундо.
На этой неделе оппозиция смогла при помощи служб безопасности освободить одного из своих главных лидеров — Леопольдо Лопеса, находившегося под домашним арестом.
Новые акции протеста против Николаса Мадуро потрясли страну и опять закончились столкновениями между демонстрантами и полицией.
С 23 января около 50 стран признали Хуана Гуайдо исполняющим обязанности президента Венесуэлы.
Однако Мадуро остается у власти, и контролируемая оппозицией Национальная Ассамблея не может принимать законы. При этом обе стороны конфликта продолжают обвинять друг друга в незаконном захвате власти.
Как Венесуэла может выйти из этого тупика? Мы изучили пять возможных сценариев.
1. Переговоры
Некоторые аналитики считают, что Венесуэла должна достичь мира с помощью переговоров. Одной из успешных моделей в регионе была Контадорская группа — международная организация, которая в 1980-х помогла остановить военные конфликты в Центральной Америке.
Переговоры в Венесуэле могут затрагивать не только базовые проблемы — проведение выборов под надзором международного сообщества, обновление судебных и избирательных органов, освобождение политических заключенных, но и более срочные задачи, например восстановление стабильной подачи электроэнергии.
Однако успех будет зависеть от готовности сторон к компромиссу, уступкам и от их способности признать собственные недостатки.
Оппозиция чувствует себя выставленной насмех после прошлых попыток переговоров и не доверяет сторонникам Мадуро (их называют чавистами, по имени бывшего лидера страны Уго Чавеса), обвиняя их в разрушении демократии.
Согласно одной из версий, попытки диалога в Венесуэле в 2014 и 2017 годах провалились, потому что правительство не видело для себя выгоды в переговорах — оно контролировало государственные институты и могло положиться на международную поддержку.
На этот раз сценарий другой: в «чавизме» (идеологии поддержки политики бывшего президента Уго Чавеса) появляются трещины: десятки чиновников оказались под санкциями США и Евросоюза, а мировые державы и торговые партнеры Венесуэлы заявили, что больше не признают Мадуро легитимным правителем.
«Две стороны должны разделить между собой полномочия, — говорит Димитрий Пантулас, политический консультант в Каракасе. — Затем должны быть проведены всеобщие выборы, на которых каждый сможет баллотироваться с политико-правовыми гарантиями на будущее».
2. Крах «чавизма»
Освобождение Леопольдо Лопеса (ему, предположительно, помогли те же сотрудники спецслужб, что следили за его домашним арестом) — очередное доказательство того, что в рядах сил безопасности зреет недовольство.
За последние несколько месяцев некоторые известные чависты — в том числе бывший прокурор, министры и военные офицеры — отвернулись от президента.
«Важные лица в его окружении могут покинуть его ради переходного правительства, которое будет учитывать интересы всех и проведет выборы и институциональные реформы», — говорит Маккой.
Однако неконтролируемое разрушение «чавизма» может также привести к насилию со стороны так называемых «колективос».
Это вооруженные группы ополченцев, не имеющие отношения к военным, которые также страдают от экономического кризиса. «Колективос» считались верными защитниками президента, но теперь и они выражают недовольство правлением Мадуро.
Но прежде всего «колективос» намерены бороться с оппозицией, которую считают радикальной элитой правого толка, поддерживаемой Соединенными Штатами.
3. Крах оппозиции
Согласно другой точке зрения, Венесуэла повторит сценарий 2014 и 2017 годов: оппозиция разделится и упустит возможность прийти к власти.
В повседневной жизни венесуэльцы больше всего беспокоятся о городской преступности и выживании в условиях экономического кризиса.
«Если они посадят Гуайдо в тюрьму и не будет никакой внутренней или международной реакции, Мадуро спокойно сможет удерживать авторитарный режим, несмотря на все его проблемы», — говорит Пантулас.
4. Государственный переворот
Венесуэла может похвастаться своей историей военных переворотов. Последний произошел в 2002 году, когда Уго Чавес был отстранен от власти на 48 часов. Страна так и осталась разобщенной.
Недавно оппозиция призвала вооруженные силы присоединиться к ней и сместить лидера страны — такова основная стратегия политической борьбы Хуана Гуайдо.
Он повторил свой призыв еще раз во вторник, стоя в окружении группы солдат.
Сложно оценить, насколько недовольны кризисом в стране офицеры и сколько человек готовы восстать против Мадуро.
По версии Гуайдо, их много. Военные эксперты рассказывают о волнениях в рядах вооруженных сил.
Однако в данном случае восстание не означает автоматическую поддержку оппозиции.
Вооруженные силы Венесуэлы считают себя антиимпериалистами, многие военные не доверяют оппозиции, пользующейся поддержкой Вашингтона.
Государственный переворот не обязательно разрешил бы политический кризис в стране, а неопределенная ситуация с вооруженными «колективос» придает этому сценарию еще больше нестабильности.
5. Иностранное вторжение
Оппозиция неоднократно призывала к международному военному вмешательству по образцу операции 1989 года в Панаме, где США сместили военное правительство Мануэля Норьеги.
Однако в Венесуэле ситуация более сложная — армия значительно больше, кроме того, по стране разбросаны гражданские вооруженные формирования.
Мадуро пользуется поддержкой крупных держав — России и Китая, которые ограничивают шансы на успех любой попытки вмешательства извне.
Дональд Трамп настаивал, что его правительство рассматривает все возможные варианты в отношении Венесуэлы, и многие убеждены, что региональный кризис подстегнет предвыборную кампанию в 2020 году.
Однако военное вмешательство вряд ли будет санкционировано Советом Безопасности ООН, где у Китая и России есть право вето.
Если ни один из вариантов не сработает, Венесуэла останется в катастрофическом тупике между правительством и оппозицией, считают эксперты.