Вступление Украины в НАТО и ЕС закрепили в Конституции. Что это означает?
Верховная рада 334 голосами внесла поправки в Конституцию, которые закрепили курс на полноправное членство в Европейском союзе и НАТО.
Документ поддержали депутаты из фракций БПП, «Народный фронт», «Самопомощь», «Батькивщина» и «Радикальная партия», а также большинство внефракционных и группа «Воля народа». Против высказалась фракция «Оппозиционный блок».
Это окончательное голосование. Поправки вступят в силу после подписания закона спикером парламента и президентом.
Проект изменений в Конституцию подал в сентябре 2018 года президент Петр Порошенко. Он был в Верховной раде во время голосования в четверг и призвал депутатов поддержать проект.
Депутаты, которые поддерживали поправки, признавали, что это может быть частью предвыборной кампании президента, но согласились с важностью такого шага.
Об этом с трибуны парламента говорили руководители фракций «Самопомощи», «Батькивщины» и «Радикальной партии».
Вступление в НАТО и ЕС было одной из важнейших тем форума Петра Порошенко, когда он заявил о баллотировании на второй президентский срок.
20 сентября Верховная рада включила документ в повестку дня и отправила на заключение в Конституционный суд. 22 ноября депутаты приняли поправки в первом чтении и должны были ждать начала новой сессии для окончательного одобрения.
Внесение поправок в Конституцию не означает скорое вступление в НАТО или Евросоюз. Для этого еще нужно выполнить много условий и провести реформы.
Петр Порошенко обещает, что в случае избрания его президентом только под конец его второй каденции Украина может стать кандидатом в члены ЕС и получить план действий по членству в НАТО.
Президент обещал, что для вступления в НАТО должен состояться референдум, чтобы украинцы выразили свое согласие на такое решение.
Что предлагает президент
Изменения в Конституцию добавляют формулировку о европейской и евроатлантической интеграции к преамбуле и еще трем статьям Конституции.
Еще одна новация — убрать из переходных положений пункт 14 о временном использовании существующих военных баз для иностранных формирований на правах аренды.
Это делают, чтобы Конституция формально не позволяла находиться в Крыму Черноморскому флоту России.
«Подтверждая европейскую идентичность украинского народа и необратимость европейского и евроатлантического курса Украины», — теперь говорится в преамбуле к Конституции.
В статье о полномочиях Верховной рады «определение основ внутренней и внешней политики» дополнили формулировкой «реализация стратегического курса государства на получение полноправного членства Украины в Европейском союзе и в Организации Североатлантического договора».
К полномочиям президента добавили, что он гарант этой реализации, а Кабмина — что он обеспечивает эту реализацию.
Инициативу президента объясняют нежеланием допустить реванш. Чтобы следующая, возможно, более пророссийская власть не смогла отыграть назад интеграцию в ЕС и НАТО, ведь найти для этого 300 голосов будет сложно.
Анонсируя эту инициативу еще 24 августа 2018 года, Петр Порошенко заявил, что «существует очевидная угроза ревизии европейской и евроатлантической стратегии под влиянием различных внешних и внутренних обстоятельств».
В пояснительной записке к законопроекту президент напомнил, что попытка Виктора Януковича отказаться от европейского курса спровоцировала революцию достоинства.
Если же закрепить европейскую и евроатлантическую интеграцию в Конституции, то якобы даже новый президент и парламент так просто изменить внешнеполитический курс, как это произошло в 2010 году при Януковиче, не смогут.
«Позитивная бутафория» — так назвал эти изменения депутат от «Свободы» Юрий Левченко, который считает закрепление курса на ЕС и НАТО пустой декларацией.
Он считает, что такие формулировки не помешают в будущем развернуть курс страны.
По зову избирателей
Против конституционного закрепления движения в НАТО в парламенте четко выступили только представители фракции «Оппозиционного блока» и группы «Оппозиционная платформа — За жизнь».
Социологические исследования показывают, что среди их избирателей большинство не поддерживают вступление в НАТО и ЕС.
Согласно последним опросам социологической группы «Рейтинг», 53% украинцев выступают за вступление в ЕС, 13% — за вступление в Таможенный союз с Россией.
Социологи специально измеряют отношение к ЕС среди сторонников главных украинских партий, имеющих фракции в Раде.
Поддержка вступления в ЕС среди избирателей БПП составляет 84%, «Самопомощи» — 74%, «Батькивщины» — 60% и «Радикальной партии» — 50%.
У сторонников «Оппозиционные платформы» ЕС поддерживают 26%.
Вступление в НАТО пользуется меньшей поддержкой, чем вступление в ЕС, но это тоже популярная идея.
По последним опросам «Рейтинга», 44% украинцев выступали за вступление, а 30% на референдуме сказали бы «нет».
И опять же, у всех партий, кроме «Оппозиционной платформы» (так социологи обозначали партию после раскола в «Оппозиционном блоке»), существенно больше сторонников выступают за НАТО, чем против.
Среди избирателей БПП сторонников вступления в НАТО 81%, «Самопомощи» — 68%, «Батькивщины» — 50% (против — 25%), «Радикальной партии» — 44% (против — 21%).
Среди избирателей «Оппозиционной платформы» 16% сторонников НАТО, а вот противников — почти 66%.
В региональном разрезе наибольшая поддержка вступления в ЕС и НАТО в западных и центральных регионах, а наименьшая — на востоке и юге страны.
Эти цифры иллюстрируют, что избиратель Петра Порошенко может позитивно воспринять конституционное закрепление вступления в ЕС и НАТО.
Так же и с избирателями других проевропейских фракций, которым отказ голосовать за эти изменения мог обойтись дороже, чем поддержка предвыборной инициативы президента.
А вот руководитель фракции «Оппозиционный блок» Вадим Новинский утверждает, что «никто нас в этих объединениях не ждет». Он настаивает, что тема ЕС и НАТО до сих пор разделяет Украину.
Аргументы за и против
В августе 2018 года фонд «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива и Киевский международный институт социологии опросили людей об их мотивации поддерживать или не поддерживать вступление в НАТО.
Сторонники присоединения к Североатлантическому альянсу считают, что это, прежде всего, «даст гарантию безопасности Украины».
Другие аргументы «за»: членство в НАТО «позволит Украине противостоять агрессии России и вернуть оккупированные территории» и «позволит укрепить и модернизировать украинскую армию».
Оппоненты настаивают, что присоединение к Альянсу может втянуть Украину в военные действия НАТО.
«Оппозиция к идее членства в Альянсе обусловлена восприятием НАТО как „агрессивного империалистического блока“ и убежденностью в том, что Украина в принципе должна быть внеблоковой», — добавляют социологи.
Они отмечают «достаточно низкий уровень осведомленности» украинцев о НАТО.
«Только 19% опрошенных дали правильный ответ, что решения в НАТО принимаются консенсусом (когда с ним согласны все страны — члены НАТО). В свою очередь, наиболее популярным оказался ответ „большинством голосов“ (22% по сравнению с 34% в июне 2017 года), еще 14% считают, что решения принимают „старые“ члены НАТО, а „новички“ — пока нет», — объясняют авторы исследования.
45% респондентов вообще не смогли дать никакого ответа о том, как Альянс принимает решения.