Трамп и выборы: даже в поражении можно найти привкус победы
Традиционно, в первый вторник ноября четного года, некратного четырем, в США проходят промежуточные выборы — крупнейшая избирательная кампания в стране, занимающей ведущие позиции в мире по уровню экономического, военного и социального развития. Результаты этих выборов отразятся не только на самих США, но и на будущей истории Европы и Беларуси, в частности.
Что это было, чья победа, кто побежден?
Обычно промежуточные выборы пользуются меньшей популярностью, чем президентские. Это нормальное явление: в любой стране явка на выборы органов коллективного управления, парламентов и советов, всегда намного ниже, чем на выборы главы государства. Наличие результата в виде единственного человека, который может совершать конкретные и простые поступки, создает у избирателя ложное впечатление, что выборы президента важнее. Что ж, в каких-то странах (например, в Беларуси) так оно и есть. Но в Штатах главный орган власти все же — Конгресс. И во вторник, 6 ноября, большинство в нижней его палате перешло от Республиканской к Демократической партии. Проще говоря, президент Трамп потерял поддержку законодательного органа.
Однако все далеко не так просто, как кажется на первый взгляд. Партии Трампа, республиканцам, удалось сохранить и даже увеличить свое большинство (до 54 депутатов) в верхней палате — Сенате. Кроме того, республиканцы сохраняют весьма неплохие позиции по количеству руководителей штатов. Губернаторов-республиканцев хоть и стало меньше, но их по-прежнему значительно больше половины.
Таким образом, как замечают комментаторы, нынешние выборы показали, что в границах США фактически сосуществуют две страны, две реальности, которые практически не пересекаются друг с другом: большие прибрежные города совместно с мексиканским пограничьем против всей остальной страны. Это и объясняет дисбаланс результатов выборов: абсолютное большинство штатов поддерживают президента Трампа, но в этих штатах проживает все же меньше половины населения. Та половина, что Трампа на дух не переносит, сосредоточена в десятке агломераций и вдоль границы с Мексикой. И у этих двух Америк — совершенно разные взгляды на жизнь, цели, приоритеты, идеалы и пристрастия.
Казалось бы, большинство в Палате представителей — отличный результат для демократов, противников Трампа. Ведь еще на прошлой неделе они были абсолютной оппозицией, находившейся в меньшинстве во всех трех ветвях власти и отстраненной от принятия каких бы то ни было решений. Однако все познается в сравнении. Некоторая растерянность лидеров Демпартии в первые часы после объявления победы объясняется тем, что они понимают: эта победа — Пиррова. Перевес в законодательном органе у них небольшой. И потерять его очень просто. Кроме того, «некомфортное» большинство могут легко обойти президент и его партия, применив различные трюки и уловки (например, поставив на голосование законопроект, когда часть депутатов-демократов в отъезде).
Более того, многие результаты позволяют Трампу заявить, что на самом деле все стали свидетелями его крупной победы. А если у Трампа есть шанс похвастаться, он своего не упустит. Еще когда не были подсчитаны голоса за депутатов Палаты представителей, он опубликовал твит с призывом «Не позволим никому украсть нашу победу!» (удивительно знакомые слова, не правда ли?).
Что позволяет Трампу считать себя победителем? Итак:
- В промежуточных выборах избиратели практически всегда голосуют за партию-соперницу президента. Это — часть политической культуры. Большинство жителей США, вне зависимости от политических взглядов, считают, что президент и большинство Конгресса должны представлять разные партии. Обама потерял на своих первых промежуточных выборах в 2010 году 69 мест в Палате, а Трамп — всего около 30 (на момент написания точные результаты не были известны). В среднем партия президента теряет на промежуточных выборах около 40 мест в Палате. Как отметил обозреватель лояльной демократам газеты Washington Post, «очевидно, что Трамп для республиканцев — просто находка, в то время как Обама для демократов был настоящей катастрофой».
- За последнее столетие нынешний состав Палаты представителей после первых промежуточных выборов — самый благоприятный для президента-республиканца. Трамп получил результаты лучше, чем оба Буша, Рейган, Форд, Никсон и Эйзенхауэр. Разве что у Гувера и Кулиджа дела были лучше: у них вообще Палата была республиканской. Но когда они были — Гувер и Кулидж — дела давно минувших дней.
- Нынешний случай — всего четвертый за всю более чем 250-летнюю историю США, когда партия действующего президента увеличивает свое представительство в Сенате. То, что республиканцев в верней палате стало больше на три человека (на момент написания статьи) — вообще похоже на чудо.
- Твердое большинство в Сенате обеспечивает практически абсолютную вероятность контроля над верхней палатой в течение всего президентства Трампа, даже если оно продлится два срока. То есть, Сенат в кармане у республиканцев до 2022 года как минимум. А это значит, что Трамп может продолжать упорную работу по назначению и утверждению в Сенате сторонников своей партии в правительство и суды, которые на начало его срока практически полностью контролировались демократами (сторонники президента называют этот процесс «осушением болота»). Похоже, через шесть лет бюрократия и суды больше не будут на почти 100% состоять из противников Трампа и республиканцев.
В общем, как выразилась та же Washington
Что день грядущий нам готовит? В глубокой мгле таится он
Полномочия новой, 116-й Палаты представителей, продлятся до 3 ноября 2020 года. Следующий ее состав будет избран в день следующих президентских выборов.
Предстоящие два года будут непростыми для всех. Лидеры Демократической партии, в частности — будущая спикер Палаты, депутат от Сан-Франциско Нэнси Пелоси, неоднократно обещали своим сторонникам импичмент президента Трампа. Сейчас они находятся перед дилеммой: нарушить свое обещание или провалиться? Они прекрасно осознают, что с их очень неуверенным большинством в нижней палате процедура импичмента превратится в спектакль, в результате которого можно запросто потерять голоса как сторонников, так и «электорального болота». Демократы отвернутся от «неудачников», а те, кто не поддерживает ни одну партию, по результатам опросов, смертельно устали от политических дрязг, и после еще одного провального спектакля, вроде того, который был связан с утверждением на пост судьи Кавано, могут возложить всю вину на борцов с Трампом. В общем, положение у партии, контролирующей Палату очень сложное. Телевизионный рупор Демократов, CNN, настоятельно рекомендует «пользоваться полученным в Палате преимуществом с большой осторожностью».
Есть еще один выбор: всячески препятствовать работе Администрации Трампа, отказываясь утверждать ее законопроекты, бюджетные документы и хороня все инициативы. Одновременно демократы могут инициировать парламентские расследования деятельности президента и всех его сподвижников, превратив их жизнь в сущий ад. Однако Тамп уже намекнул, что «этот танец могут танцевать и двое», и что «поджаривание» его команды в парламентских комитетах приведет к тому, что Республиканцы станут прилюдно «жарить» демократов, но уже в Сенате. А в том, что у Трампа наберутся обвинения против Клинтонов, Обамы и другого руководства противоборствующей партии, можно не сомневаться. Думается, демократы прекрасно поймут, что выворачивание грязного белья — путь к самоаннигиляции всей политической элиты страны. Получится как в «Лиловом шаре» советского фантаста Кира Булычева, когда все жители планеты вдруг посходили с ума и поубивали друг друга. То же самое может случиться в отдельно взятом Вашингтоне и потому лучше вот это вот не начинать.
Что касается блокировки инициатив администрации, то решение такой проблеме нашел предшественник Трампа — Барак Обама. После его первых промежуточных выборов, которые он проиграл с огромным треском, журналисты поинтересовались, как он собирается реализовать свои инициативы, ведь по закону и без поддержки Конгресса сделать это будет сложно? На что Обама заметил, что закон для него не так важен, «ведь у меня есть это и это», — сказал он, демонстрируя ручку и телефон. Трамп также будет иметь возможность руководить при помощи исполнительных указов в ожидании выборов-2020 и более благожелательной к нему Палаты. Более того, у Трампа будет повод обвинить во всех своих будущих неудачах противников, которые будут ставить ему палки в колеса в парламенте. И все это прекрасно понимают.
Наверное, именно поэтому лидер демократов в Палате Нэнси Пелоси, яростная противница Трампа, после новостей о результатах выборов вдруг заговорила о необходимости единства и общей работы двух партий на благо страны и даже озвучила несколько инициатив, которые могли бы получить поддержку с обеих сторон политического спектра. Из уст «неистовой Нэнси» такие речи звучат как минимум необычно. Однако, поживем-увидим.
В прошлый раз мы предполагали, что нынешние выборы не решат главную проблему США — глубокую разобщенность и разделенность страны. Как и следовало ожидать, результаты лишь в очередной раз продемонстрировали, что страна разделена и платформы для примирения пока не просматривается. Поэтому, как нам кажется, демократическая партия окажется неспособна к сотрудничеству с оппонентами. Впрочем, то же касается и Республиканцев. У двух партий нет причин и поводов для начала совместной работы. Слишком разные у них цели, задачи и видение будущего. Так что будущие два года, по всей видимости, пройдут в постоянном скандально-истерическом бодании политических противников в Конгрессе, при этом реальные проблемы страны будут решаться постольку-поскольку.
И все это сильно отразится на выборах-2020. Многие эксперты сходятся во мнении, что, если Демократическая партия не изменит кардинальным образом свою политику и не сменит руководство, поражение ее кандидату через два года обеспечено. А вторая победа Трампа приведет к еще большей потере веса демократов и постепенному уходу ее спонсоров (вся Кремниевая долина, ТНК, Голливуд и пр) на более хлебные пастбища. И, возможно, мы станем свидетелями возникновения уже Шестой партийной системы США. Время покажет.
А нам-то что с этих выборов? Это далеко и нас не касается?
Еще как касается. Помимо того, что США — важнейшая в глобальном плане страна, она не только доминирует в экономическом и военном плане. Она, фактически, центр Pax Americana, мировая метрополия, место, где «создаются смыслы». Избрание Трампа, нынешние промежуточные выборы и будущие в 2020 году — разворачивающийся на наших глазах процесс формирования новой реальности. Это — поиск нового компромисса, нового баланса интересов. В конечном итоге, если не случится второй гражданской войны, американский избиратель приведет к власти элиты, которые создадут новую цель общественного развития.
Сейчас сложно предположить, что конкретно это будет. Скорее всего, какая-то комбинация глобализма и национализма, когда только очень ограниченная часть полномочий (например, только вопросы безопасности, международного транспорта и коммуникаций) передается глобальному центру, а все остальное отдается на откуп местным властям и сообществам, причем все берут на себя обязательства уважать особенности других стран или сообществ. Во всяком случае, такая структура в наибольшей степени соответствовала бы нынешнему уровню развития техники.
Мы отстаем от Штатов в разных областях на 5−20 лет. Практически все идеи общественного развития, которые консенсусом принимаются как менйстрим в США, становятся ведущими и в нашей стране, иногда серьезно меняясь по пути, но тем не менее, избежать этого практически невозможно. В качестве примера, обратите внимание, что у нас в стране одна из важнейших тем для обсуждения — расизм. И это в Беларуси, с исчезающе малым расовым разнообразием населения. Почему? Потому что вопросы расизма считаются важными в политической жизни США, а, значит, белорусские элиты так или иначе подхватят эти темы или идеи. Свои производить они пока не в состоянии.
Так что, наблюдая за политическим процессом в США мы, фактически, рассматриваем в подзорную трубу свое будущее.