Многие дети плохо себя ведут. В какой момент это можно считать расстройством психики?
Нет ничего приятного, когда становишься объектом вспышки злобы или агрессии ребенка — будь ты его родителем или учителем.
А когда эта вспышка происходит в классе, а не дома, последствия для ребенка могут быть намного серьезнее.
Но как понять, ребенок просто непослушный или у него есть какие-то психические проблемы?
«Ученики обычно не приходят в школу со словами: «Так, а сейчас я буду вести себя плохо», — говорит Пепе Диазио, директор школы в Шеффилде.
Корни почти 80% проблем, с которыми сталкиваются школы, говорит он, можно найти в жизненной ситуации ребенка.
«Я не хочу утверждать, что все проблемы с психическим здоровьем выплескиваются в плохое поведение, но определенная связь есть. Когда кому-то нужна поддержка, и он ее не получает, это отрицательно сказывается на поведении», — говорит Диазио.
«Бей или беги»
Недавно опубликованные исследования Фонда психического здоровья показывают, что поведение детей меняется, если они чувствуют себя «обеспокоенными» или «грустными».
25% из более чем 1300 опрошенных детей и подростков от 10 до 15 лет сказали, что, когда они расстроены или встревожены, они начинают ссориться с людьми. Еще столько же сказали, что им в таком состоянии сложно делать домашнее задание.
Оба этих типа поведения, вероятно, приведут к проблемам в школе у ребенка.
Но зададим вопрос, который любят задавать психотерапевты: что происходит на самом деле?
Карен Янг, психолог и автор сайта «Эй, Зигмунд» говорит, что чувство тревоги может появиться как результат нормальной работы здорового мозга.
«Когда мозг чувствует угрозу — реальную или воображаемую, — это приводит к выбросу в организм гормонов и адреналина, чтобы сделать человека быстрее и сильнее. Этот механизм «бей или беги» сохранял нам жизнь тысячи лет, это то, что здоровый мозг должен делать», — объясняет она.
«Для детей с повышенной тревожностью каждая новая, сложная или незнакомая ситуация воспринимается как потенциальная угроза. — продолжает она. — Механизм «бей или беги» срабатывает моментально и автоматически, вбрасывая в организм нейрохимические вещества, которые побуждают их бежать или сопротивляться».
По словам Янг, естественным итогом включения этого механизма становится повышенная физическая активность: «Если угроза реальна, они бы боролись с ней или бежали бы от нее».
Легко понять, почему тревожные чувства молодых людей могут вылиться в драки на игровой площадке или во вспышки агрессии.
Доктор Антонис Коусолис, директор Фонда психического здоровья, говорит, что молодых людей, у которых есть нерешенные проблемы с психикой, часто называют «проблемными детьми», а не «детьми с проблемами».
«Они срывающие уроки возмутители спокойствия — вот как их воспринимают».
Особенно это касается мальчиков, которых по статистике чаще отчисляют из школ, чем девочек.
«Мальчики выносят изменения своего поведения вовне, — говорит Коусолис. — Они дерутся и ругаются, и их гнев гораздо более заметен. Девочки держат чувства в себе, они хотят, чтобы их оставили одних. Мальчиков с антисоциальным поведением начинают называть плохими».
Как родителям и учителям понять, когда плохое поведение ребенка переходит черту и становится проявлением проблем с психическим здоровьем?
Как пишет благотворительный сайт «Психически здоровые школы», поведение детей — это их способ сообщить о своих скрытых трудностях или стрессе.
«Поэтому важно понять, что ребенок пытается вам сказать своим поведением, — рекомендуют авторы сайта. — Серьезные и непрекращающиеся проблемы с поведением, поведенческие расстройства — одни из самых распространенных нарушений психического здоровья у детей»
Признаки того, что у ребенка есть поведенческое расстройство, проявляются в том, что:
- ребенок много спорит, злится, раздражается и не хочет уступать
- у него постоянные вспышки раздражения и эмоций
- он постоянно и демонстративно не слушается и винит других, когда что-то идет не так.
Бренда Макхью, бывшая учительница и соосновательница организации альтертивного образования «Семейная школа», говорит: «Мы встречаемся с этой проблемой постоянно. Когда поведение — средство коммуникации, а когда оно становится симптомом? Очень сложно определить».
Ключ в том, чтобы наблюдать за регулярностью проблемного поведения, говорит она.
«Многие дети иногда испытывают на прочность границы возможного, плохо контролируют свои импульсы или не могут выразить свои мысли», — говорит Макхью.
«Но когда эти формы поведения продолжаются длительное время и ребенок не реагирует на обычные санкции, или это поведение ставит под угрозу развитие и жизненные перспективы ребенка, надо изучать проблему глубже», — отмечает она.
Регулировать эмоции
Макхью добавляет, что учащимся с психическими расстройствами может быть трудно доверять людям, хотя они пытаются управлять переполняющими их чувствами, контролировать импульсы и регулировать эмоции.
«Один 10-летний мальчик в нашей школе рассказывал, что все считали его «сложным ребенком с психическими проблемами, — говорит она. — Но он сам описывал себя как человека с тревогами из-за больной мамы и ее постоянных госпитализаций. Он не знал, как справляться с этим или поговорить об этом».
Макхью подчеркивает разницу восприятия между учителем, который сталкивается с плохим поведением, и ребенком, у которого эмоциональные или психические проблемы.
Небольшое исследование девочек 12−14 лет из средней школы в Вестминстере идеально продемонстрировало эти полярные различия.
Девочки описали себя как страдающих от повышенной тревожности, а учителя называли их недисциплинированными.
Доктор Коусолис говорит, что многие школы отлично справляются с этой проблемой.
«Но во всех школах нужен устойчивый прогресс. Если мы не будем справляться с проблемами психического здоровья в детстве, мы рискуем погубить следующее поколение в самом начале их жизни», — предостерегает он.