Неприметный министр стал кандидатом в премьеры Грузии
Через день после ухода с должности главы правительства Георгия Квирикашвили правящая партия «Грузинская мечта» представила кандидата в премьеры страны. Им стал 36-летний и. о. министра финансов и бывший гендиректор «Грузинских железных дорог» Мамука Бахтадзе.
Партия поддержала кандидатуру Бахтадзе единогласно, заявил лидер парламентского большинства Арчил Талаквадзе.
Однако многие считают выбор на пост главы правительства кандидатуры 36-летнего министра, имеющего лишь небольшой опыт в политике — это личное решение председателя правящей партии «Грузинская мечта» Бидзины Иванишвили.
62-летний бизнесмен и самый богатый человек в Грузии Бидзина Иванишвили в 2012—2013 годах возглавлял правительство страны, после чего объявил об уходе из политики. Но многие эксперты говорили тогда, что экс-премьер продолжал и после ухода контролировать реальные рычаги власти в стране.
Если новый Кабинет министров будет утвержден парламентом, Мамука Бахтадзе сменит на должности премьера Георгия Квирикашвили, ушедшего накануне в отставку.
Как объяснил Квирикашвили, одной из причин стали расхождения с правящей командой и Бидзиной Иванишвили.
Отставка премьера по Конституции Грузии означает уход в отставку всего правительства. Кандидата в новые премьеры выдвигает политическая сила, получившая наилучшие результаты на выборах. В этом случае это правящая партия «Грузинская мечта».
Новому правительству нужно получить поддержку как минимум 76 из 150 депутатов, то есть более половины голосов.
У правящей партии большинство в парламенте, поэтому Бахтадзе и новый Кабинет министров, как ожидается, получат необходимую поддержку законодателей.
Малоизвестный министр
Доктор технических наук Бахтадзе занимал должность министра финансов Грузии с ноября прошлого года.
До этого более четырех лет он был гендиректором «Грузинских железных дорог», а с 2010 по 2012 год был гендиректором Международной энергетической корпорации.
Представители правящей партии отмечают, что будущий премьер должен иметь опыт и видение решения экономических проблем, и в этом плане Бахтадзе является одной из подходящих кандидатур и уже отличился инициативами в ранге министра финансов.
«Именно ему принадлежали инициативы, которые облегчают каждодневную жизнь нашим самым уязвимым слоям населения. Это налоговые реформы, которые он представил, и инициативы, связанные с мелким бизнесом», — отметил лидер парламентского большинства Арчил Талаквадзе.
Сам Бахтадзе после объявления его кандидатом в премьеры заявил, что видение, которое он представит в парламенте в ближайшем будущем, основано на нескольких принципах. В первую очередь — реализация исторического выбора грузинского народа и полноценная интеграция Грузии в евроатлантическое пространство.
Бахтадзе обещает также осуществление инновационных реформ, дальнейшее укрепление демократических институтов и называет приоритетами будущего правительства инвестиции и реформирование сферы образования. Он также отметил, что Грузии нужны небольшие, но гибкие и эффективные правительственные ведомства.
«Человек был, есть, и будет главной ценностью партии „Грузинская мечта“. Соответственно, каждая инициатива или усилие, которые мы осуществим, будут ориентированы на человека и на его поддержку», — заявил он.
Маскарад должен завершиться
Довольно жесткую оценку происходящему дал президент Грузии Георгий Маргвелашвили.
«Я думаю, этот период маскарада, когда непонятно нашему обществу и нашим зарубежным партнерам, по какому принципу выбираются премьер-министры, должен завершиться», — заявил Маргвелашвили.
Он считает, что премьером страны должен стать Иванишвили.
«Если мы говорим о европейском выборе и формировании европейского государства, там премьер-министры — лидеры правящей партии. Соответственно, Бидзина Иванишвили как лидер правящей партии должен стать премьер-министром, если мы говорим об ответственной политике и формировании понятного обществу государственного процесса», — заявил президент.
Скептически к предстоящей смене правительства и кандидату в премьер-министры относятся и в оппозиции.
Ее представители утверждают, что Бахтадзе стал кандидатом в премьер-министры только из-за симпатий к нему Бидзины Иванишвили, которого оппозиционеры часто обвиняют в единоличном неформальном управлении страной.
Критики властей отмечают, что Бахтадзе многим в Грузии был вообще неизвестен, несмотря на то что занимал кресло министра.
«Его, согласно последним опросам, не знает половина населения, и у него, конечно, нет никакого политического веса», — заявил в интервью телекомпании «Имеди» депутат оппозиционной фракции «Европейская Грузия» Елена Хоштария.
По данным опроса Международного Республиканского Института (IRI), проведенного в апреле этого года, лишь 9% опрошенных оценивают Бахтадзе положительно, 22% — отрицательно, а 55% и вовсе о нем не слышали.
Но слухи о том, что Бахтадзе займет пост премьера, появлялись и раньше, в том числе и в 2013 году, когда стало известно, что Иванишвили намерен покинуть пост главы правительства.
В грузинских СМИ также нередко появлялась информация о том, что Бахтадзе — близкий друг старшего сына Иванишвили.
Сам Бахтадзе это отрицал. По его словам, он не знаком с сыновьями Бидзины Иванишвили.