"Америка - причина нашей бедности". Что говорят о жизни в КНДР ее жители
Поговорить с обычными гражданами Северной Кореи практически невозможно, так как приезжих в стране сопровождает полиция, а общение с внешним миром блокируется. Однако двое жителей КНДР согласились побеседовать с журналистами программы Виктории Дербишир, несмотря на угрозу смерти или тюремного заключения.
В Северной Корее, где лидер Ким Чен Ын имеет статус почти божества, вслух усомниться в нем для многих немыслимо.
Жителям внушают, что он всезнающий, и заставляют информировать о несогласных, включая членов собственной семьи.
Продавщица на рынке Сун Хи (имя изменено) знает, что, высказавшись, она рискует жизнью.
«Чаще всего люди критикуют Ким Чен Ына за то, что он занимается бизнесом», — говорит она о недовольстве в стране.
«Люди говорят, что он поступает, как мы, но забирает наши деньги. Он высасывает из нас деньги, как маленький вампир».
В течение нескольких месяцев Би-би-си использовала секретные каналы связи, чтобы задать вопросы рядовым северокорейцам. Би-би-си позаботилась об обеспечении их полной анонимности.
«Америка нас разделила»
Если бы власти КНДР узнали настоящее имя Сун Хи, ее ждало бы суровое наказание — заключение в одном из трудовых лагерей или даже казнь. Кроме нее, тюремному наказанию могут подвергнуть три поколения ее семьи.
Сун Хи живет с мужем и двумя дочерями. Они едят три раза в день, если торговля идет хорошо. Когда все не так радужно, им приходится довольствоваться рисом с кукурузой.
На рынке, где она работает, торговцы продают еду, одежду и контрабандную технику.
Более пяти миллионов человек прямо или косвенно зависят от таких рынков, по оценкам южнокорейского издания Daily NK, пишущего о жизни в Северной Корее.
Рыночная торговля в стране прямо противоречит жесткой коммунистической модели, однако позволяет населению прокормиться в условиях карточной системы снабжения продовольствием и экономических санкций.
Власти не могут допустить повторения «тяжелого марша» — так назывался массовый голод в середине 1990-х, когда в КНДР погибли более миллиона человек.
Сун Хи говорит, что число граждан, позитивно оценивающих Ким Чен Ына, растет, потому что он не трогает рынки и «не закручивает гайки, что бы мы ни делали».
Рынки, на которых порой размещаются сотни лотков, становятся и полем для сплетен и слухов.
«Слышала на рынке, что приедет американский президент, — говорит Сун Хи. — Люди мало знают о встрече, но никто не любит Америку».
«Мы говорим, что причина нашей бедности в том, что Америка нас разделила и отделила [от Южной Кореи]».
Информация, поступающая в страну, строго контролируется властями КНДР, государственная пропаганда яростно критикует США и южных соседей.
«Но все в последнее время немного меняется, — говорит Сун Хи. — Говорят, нам нужно дружить с Югом».
«А недавно нам сообщили, что мы должны жить в мире с Америкой, чтобы жизнь у всех была лучше». Это серьезное изменение.
Люди стали реже исчезать
Смягчение позиции Пхеньяна по отношению к Западу вкупе с предположительным уничтожением ядерного полигона рассматривается как жест доброй воли властей. Это говорит о том, что Ким Чен Ын теперь куда больше открыт к примирению с США.
Несмотря на то, что саммит Ким Чен Ына с президентом США Дональдом Трампом пока отменен, можно предполагать, что он все же случится.
Чол Хо (имя изменено), служащий в армии КНДР, говорит, что надеется «жить без зависти, пока не умрет — и без болезней». Он надеется, что так проживут и его родители, и его дети.
Чол Хо общается с журналистами программы Виктории Дербишир секретно и говорит, что внутри страны есть несогласие, исходящее от людей, которые «жалуются на повседневную жизнь».
«Иногда людей арестовывает департамент госбезопасности за то, что они что-то не то сказали, — говорит он. — Тогда люди внезапно исчезают, но в последнее время этого не происходило».
Арестованные, о которых говорит Чол Хо, отправляются в лагеря, где осужденные подвергаются пыткам, их заставляют рыть собственные могилы, а изнасилование используется в качестве наказания.
По данным Amnesty International, в одном лагере может содержаться около 20 тысяч заключенных.
Чол Хо считает, что некоторые оказываются в лагерях, потому что власти «придумывают истории в целях саморекламы».
«Они заставляют людей говорить, что те собирались поехать в Китай, а потом пишут на них доносы», — говорит он.
Мелодрамы из Нижнего города
Просмотр зарубежных фильмов и ТВ-программ, ввезенных контрабандой, грозит сроками до 10 лет в трудовых лагерях.
Власти жестко борются с просмотром иностранных СМИ, так как их контент ставит под сомнение антизападную пропаганду в КНДР. Однако многие успешно ввозят фильмы через Китай на USB-флешках и контрафактных DVD-дисках.
«Корейские программы, конечно, самые популярные», — говорит Сун Хи, признавая, что иногда по ночам смотрит корейские мелодрамы и зарубежные фильмы.
«Но это строго преследуется. Я слышала, что суммы взяток, если тебя поймают, огромные, но люди все равно хотят смотреть эти фильмы».
«Эти фильмы легко понять, и людям интересно, как живут южнокорейцы», — поясняет она.
В то время как все больше северокорейцев могут взглянуть на жизнь вне КНДР, многие до сих пор не знают, как воспринимаются со стороны они сами.
Чол Хо признает, что ничего не знает о том, как мир видит таких, как он. Он встречал в своей жизни только северокорейцев.
Но Чол Хи настаивает, что, хотя жизнь «сложная…, наши люди хорошие».
«У нас есть пословица, что соседи лучше, чем родственники. Если что-то случается у соседей, мы ходим друг к другу», — говорит он.
В некоторых частях страны люди бегут в Южную Корею через Китай, рискуя жизнью. В последние годы количество таких попыток снизилось, в основном из-за усиленной охраны границы и широко критикуемого соглашения с Китаем о репатриации северокорейцев, обнаруженных в стране.
Там, где живет Сун Хи, вдали от границ, побеги, по ее словам, случаются не часто.
Но когда это происходит, вслух называть Южную Корею не принято.
«Когда сосед исчезает, мы говорим: «Он ушел в Нижний город», — поясняет Сун Хи.