В Испании после 10 лет расследования начался суд над русской мафией
Суд над подозреваемыми в отмывании средств стартовал в понедельник в Испании. Всего по делу «русской мафии», которое рассматривает Национальная судебная коллегия королевства, проходят 18 человек. Что нужно знать об этом деле?
С чего началось дело?
Летом 2008 года испанская полиция провела масштабную спецоперацию под кодовым названием «Тройка» — в четырех городах были задержаны 20 человек, большинство из них россияне. Целью операции стали предполагаемые участники тамбовско-малышевской ОПГ во главе с Геннадием Петровым, которого задержали на Майорке.
«Тройка» стала второй крупнейшей операцией испанской прокуратуры против российской организованной преступности. В 2005 году в рамках операции «Оса» Испания добилась выдачи из ОАЭ Захария Калашова (Шакро Молодого), которого осудили на девять лет за отмывание денег, — он полностью отбыл срок, после чего вернулся в Россию.
В чем обвиняют россиян?
В отмывании денег, полученных от преступных доходов в России и других странах. По версии обвинения, российские криминальные авторитеты начали использовать испанские фирмы и недвижимость для отмывания денег еще в 1996 году. Активы одного только Петрова в Испании оцениваются в 50 миллионов евро.
Прокуратура заявила, что эти деньги были получены в том числе в результате убийств, контрабанды оружия и наркотиков, вымогательства, мошенничества, подделки документов, подкупа и других преступлений.
Кто состоял в группировке?
В общей сложности обвинение предъявлено 27 людям, но на скамье подсудимых только 18. Остальные находятся в розыске, в том числе лидеры группировки Геннадий Петров и Александр Малышев. Петров, который был задержан в ходе операции «Тройка», в 2012 году добился, чтобы его отпустили в Россию, и не вернулся. Из других предполагаемых руководителей ОПГ на скамье подсудимых находится только Михаил Ребо — он пошел на сделку со следствием и признал вину. Среди 18 подсудимых шестеро испанцев, которые, по версии следствия, помогали с оформлением документов.
Самый высокопоставленный фигурант — депутат Госдумы Владислав Резник. Обвинения предъявлены ему и его жене Диане Гиндин. Они сами явились на суд в Мадрид, хотя раньше Испания пыталась принудительно доставить их для дачи показаний. По версии следствия, Резник приобрел недвижимость, машины и яхту на преступные доходы. Обвинения против Резника строятся на записи его телефонных переговоров с Петровым. Адвокаты утверждают, что голос на записи Резнику не принадлежит.
Как это дело связано с российскими властями?
Испанские следователи в своем обвинительном заключении описали, что Петров поддерживал отношения с бывшим министром обороны Анатолием Сердюковым, бывшим премьером Виктором Зубковым и бывшим министром связи Леонидом Рейманом. В одной из расшифровок телефонных разговоров Петрова якобы благодарят за помощь в назначении Александра Бастрыкина главой Следственного комитета. Формально никто из этих чиновников не является фигурантом дела.
В материалах дела также есть данные о 78 телефонных разговорах Петрова с бывшим замглавы ФСКН Николаем Ауловым, выдачи которого ранее тоже добивалась испанская сторона. В ФСКН эти заявления назвали политическими. В окончательном списке обвиняемых Аулова нет.
Что будет дальше?
Суд запланировал восемь заседаний, которые должны завершиться к 1 марта. Когда будет оглашен приговор, неизвестно. Обвинение попросило приговорить большинство фигурантов дела, включая депутата Резника, к пяти с половиной годам лишения свободы. Прокуратура также потребовала взыскать с обвиняемых штраф на общую сумму 2,7 миллиарда евро.