Евросоюз решил, что Польша нарушает ценности ЕС. Что это значит и чем может обернуться
В конце 2017 года Еврокомиссия впервые в истории запустила в действие санкционную процедуру против Польши. В итоге страна может лишиться права голоса в Совете ЕС. Если Евросоюз дойдет до конца, то Польша будет значительно ущемлена в своих правах: все обязанности по отношению к Брюсселю и всем структурам останутся, но не будет никакой возможности отстаивать свои интересы.
Что произошло?
20 декабря вице-президент Еврокомиссии Франс Тиммерманс объявил о запуске седьмой статьи Договора о ЕС в отношении Польши. По его словам, политики пошли на этот шаг «с тяжелым сердцем». Но у организации не осталось иного выбора, так как она обязана следить за соблюдением принципов правового государства в странах ЕС.
Что натворила Польша?
Подобные меры связаны с судебной реформой. В последние два года польские власти приняли в общей сложности 13 законов, которые во многом нарушают принцип независимости правосудия и верховенства права. Главной чертой польской реформы системы юстиции является то, что она позволяет правящей партии «Право и справедливость» систематически вмешиваться в работу органов правосудия. Министр юстиции теперь может по собственному усмотрению увольнять и назначать председателей судов, продлевать мандат судей, достигших пенсионного возраста.
Члены Еврокомиссии считают, что реформа угрожает независимости системы и принципу несменяемости судей. И в целом подобное политическое вмешательство в судебную ветвь власти создает риск для правового государства в Польше. А это — фундаментальная ценность Евросоюза.
Введение в действие статьи 7 Договора о Европейском союзе в его Лиссабонской редакции — как раз ответ на решение польского правительства.
Что такое статья 7 и чем она страшна?
Статья 7 Лиссабонского договора — это процесс, по которому ЕС может наказать государство-члена, которое не соблюдает основные принципы альянса. Эта процедура лишает страну права голоса в некоторых институтах Евросоюза, в первую очередь в Совете ЕС, который принимает основные решения в Союзе. Седьмая статья часто упоминается как «ядерный вариант», и до случая с Польшей она никогда не применялась.
Сейчас предложение Еврокомиссии об инициировании этой процедуры должен поддержать Европарламент. Хотя сама санкция о лишении права голоса налагается на государства квалифицированным большинством в Совете, перед этим требуется достижение единогласия всех членов при квалификации серьезного нарушения ценностей ЕС. Впоследствии Совет также квалифицированным большинством может изменить или отменить такие меры против государства.
И что теперь будет?
Сейчас Польша получила отсрочку и должна объясниться перед Евросоюзом. Ранее Брюссель направил правительству Польши рекомендации об урегулировании конфликта. Если Варшава послушается, то санкционная процедура будет остановлена.
Если же Евросоюз решится идти до конца, то могут возникнуть проблемы с единогласием. Польша рассчитывает на поддержку своего союзника, Венгрии, которая также подвергается критике Евросоюза за свою правую политику и отказ принять мигрантов. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан пообещал наложить вето на попытку Европейского совета лишить Польшу права голоса. Но здесь не все так однозначно. Когда в ЕС переизбирали ненавистного сегодняшнему польскому режиму Дональда Туска президентом Евросовета, венгры отказались поддержать Варшаву.
В любом случае применение статьи 7 затрудняется не только сложной процедурой, но и отсутствием на то политической воли. Не зря этот механизм называют «ядерным вариантом» — он задумывался как сдерживающий фактор, используемый только в качестве угрозы.
Стоит ли ждать «Пэкзита»?
Польское правительство постоянно критикует ЕС, но в то же время регулярно получает от Брюсселя финансовую помощь. Президент Евросовета Дональд Туск допускает возможный выход Польши из ЕС. По его словам, для правящей партии «Право и справедливость» выгоды от членства в Евросоюзе сводятся к получению средств, причем для нее не имеют значения такие преимущества, как общий рынок, правовой режим и гарантированная безопасность. И когда Польша перейдет из разряда получателей средств в доноры ЕС, то будет поставлен вопрос о выходе.
Франс Тиммерманс заявил, что надеется на продуктивный диалог с Польшей. Заговорили также и о возможном сокращении выплат ЕС Варшаве. Недавние кадровые перестановки в польском правительстве связывают с готовностью Польши к диалогу. Вероятно, стороны смогут достичь компромисса и санкции применены не будут.
Но в данный момент «Пэкзит» невозможен. Рост польской экономики во многом зависит от дотаций от Евросоюза, а выход понесет за собой значительные убытки в виде, например, «отступных» Евросоюзу. Польская экономика, в отличие от Британской, такого рискованного шага себе позволить не может.