"Мне сверху видно все, ты так и знай". Главы государств и их вертолеты
Президент Беларуси Александр Лукашенко в воскресенье, 20 августа, контролировал ход уборочной кампании с воздуха. Обычно главы государств не используют вертолеты как средство слежения за уборочной, но в воздух на геликоптерах мировые лидеры поднимаются часто. TUT.BY узнал, на каких именно.
Беларусь
Как удалось нам выяснить, в правительственном авиапарке Беларуси есть как минимум три вертолета.
Первым вертолетом Александра Лукашенко стал «Ми-8» с бортовым номером EW-25049.
Также президент пользуется модифицированным вертолетом «Ми-8» с бортовым номером EW-001DA.
Есть у президента и вертолет «Ми-172» с бортовым номером EW-002DA. Несколько лет назад он попал в поле зрения журналистов на Казанском вертолетном заводе во время ремонта. По словам специалистов, вертолет был изготовлен на КВЗ по спецзаказу. Стоимость вертолета не озвучивалась, но 20 лет назад стоимость вертолета «Ми-172» для VIP-персоны составляла около 4 миллионов долларов.
На каком именно вертолете президент Беларуси контролировал ход уборочной, сказать по сделанной в салоне фотографии, сложно — но скорее всего на «Ми-172», именно этот вертолет Александр Лукашенко использует чаще остальных.
Россия
А вот в России для перевозки Владимира Путина используются 9 (!) вертолетов. Все они — «Ми-8», изготовлены по спецзаказу, а стоимость каждого из них оценивается в 8,2 млн долларов.
Премьер-министр России Дмитрий Медведев предпочитает вертолеты итальянского производителя Leonardo Helicopters (ранее Agusta Westland), а точнее модификацию для VIP-персон AW139 стоимостью около 15 миллионов евро.
По желанию интерьер салона разрабатывается с учетом индивидуальных предпочтений заказчика.
США
Посоревноваться с президентом России по количеству вертолетов может президент США. Дональда Трампа может перевозить любой из 23 вертолетов авиаэскадрильи HMX-1 «Nighthawks», но обычно это относительно большой VH-3D, либо более современный VH-60N.
VH-3D — модификация известного вертолета Sikorsky S-61 Sea King, VH-60N — модификация Sikorsky UH-60 Black Hawk. Отметим, что 12 вертолетов президентской эскадрильи Sikorsky VH-3D были выпущены в 70-ых годах прошлого века, а 8 Sikorsky VH-60N — в 80-ых годах прошлого столетия.
Судя по снимкам информационных агентств и пресс-службы Белого дома, Дональд Трамп предпочитает вертолеты VH-3D и не любит фотографироваться на борту. Но увидеть, как изнутри выглядят вертолеты можно благодаря бывшему президенту США Бараку Обаме.
Планируется, что в 2020 году эти вертолеты заменит VH-92А производства Sikorsky Aircraft. Опытный образец нового вертолета президента США уже проходит испытания, сообщает Lockheed Martin. Среди изменений, внедряемых в испытываемый президентский борт, — интеграция специальных систем и установка эксклюзивного интерьера.
Великобритания
Помимо американского Белого дома, Sikorsky традиционно с 1950-х годов обслуживает авиапарк английской королевы. Модель VIP S-76C++, на которой Елизавета летает с 2009 года, представляет собой VIP-конфигурацию гражданского вертолета Sikorsky S-76. Примерная стоимость «королевской» модификации — 7,9 млн долларов.
Германия
В специальном подразделении военно-воздушных сил бундесвера, которое обеспечивает транспортировку государственных деятелей ФРГ есть три вертолета AS532 Cougar Airbus. Ангела Меркель летает на модифицированной версии AS 332 Super Puma стоимостью около 15 млн евро.
В марте 2011 года вертолет Меркель едва не разбился из-за отказа двигателей. Пилоты вернули управление над воздушным судном, когда до столкновения с землей оставалось около сотни метров. Канцлера на борту вертолета в тот момент не было.
А в 2016 году Минобороны ФРГ уведомило канцлера, что она пока не может летать на вертолетах AS532 Cougar Airbus. Такое решение было принято на время расследования авиакатастрофы с аналогичным вертолетом в Норвегии, в результате которой погибли 13 человек.
В конце 2016 года вертолет Меркель подвергся доработке. Он получил не только новую окраску, но и специально изготовленные ковры, шторы и чехлы.
«Основной проблемой была нехватка времени. Вертолетом практически все время пользовались, поэтому у нас были совсем небольшие промежутки времени — по 6−7 часов во время простоя», — рассказал о сложностях с вертолетом канцлера ФРГ член совета ACM Aerospace Роджер Холь, компании, которая занимается модернизацией авиатранспорта.
Франция
В правительственном авиапарке Франции — три вертолета AS 332 Super Puma.
Но просто летать на правительственных вертолетах молодому президенту Франции скучно.
Помимо инспекции «горячих точек», Эммануэлю Макрону не чужды и другие рискованные приключения. 4 июля президент Франции эффектно спустился на подводную лодку — прямо с борта президентского вертолета.