В суде выступил человек, последним видевший Немцова живым
Под конец долгого процесса по делу об убийстве Бориса Немцова сторона обвинения второй день подряд вызывает в суд очевидцев преступления — в четверг в Московском окружном военном суде слушали Евгения Молодых, человека, который последним видел Немцова живым.
Вечером 27 февраля 2015 года Молодых прогуливался по Васильевскому спуску и Большому Москворецкому мосту вслед за Борисом Немцовым и его спутницей Анной Дурицкой, в 100−200 метрах от них.
Молодых утверждает, что не видел того, как убийца стрелял в Немцова, но первым подошел к упавшему на тротуар политику, когда тот был еще жив.
Накануне в суде выступал еще один очевидец преступления — водитель машины-мусороуборщика, проезжавшей вдоль тротуара моста в тот момент, когда там был убит Борис Немцов.
Внезапное опознание
В материалах дела об убийстве Немцова есть протоколы нескольких допросов Евгения Молодых. И хотя этот молодой человек представляет большой интерес как один из немногих очевидцев произошедшего, сложно было ожидать, что он окажется важным свидетелем непосредственно с точки зрения суда над пятью чеченцами, которые сейчас находятся на скамье подсудимых.
Следователям Молодых несколько раз заявлял, что не может сказать что-либо определенное об убийце, так как шел довольно далеко позади, время было темное, освещение неважное, а кроме того, видимость затруднял начавшийся мокрый снег.
Однако в четверг в зале заседания суда Евгений Молодых едва ли не первыми своими словами сделал заявку на сенсацию.
На протокольный вопрос судьи, знаком ли он с обвиняемыми, Молодых ответил, что не знаком, но, возможно, узнает одного из подсудимых.
«Мужчина крайний справа — визуально, по памяти похож на человека, который садился в машину», — заявил Молодых, указывая на Заура Дадаева.
Впрочем, он тут же стушевался, не смог толком объяснить, что имеет в виду, и попросил прокуроров задавать ему вопросы.
Очевидец в наушниках
Прокурор Алексей Львович поспешил на помощь свидетелю и попросил его рассказывать все по порядку, не забегая вперед.
По словам Евгения Молодых, вечером 27 февраля он направлялся через Красную площадь к Большому Москворецкому мосту, чтобы затем дойти до станции метро «Новокузнецкая». Он прогуливался, слушая музыку в наушниках, и одновременно «переписывался в соцсетях» со своего телефона.
«В какой-то момент я увидел, что впереди лежит мужчина. Я увидел, как лежит мужчина и от него отбегает человек к проезжей части к автомобилю. Подойдя к мужчине, я подошел к нему, попытался поинтересоваться, что с ним случилось. На что он не ответил. Рядом была девушка, я подошел к ней и от нее узнал, что случилось. Она была испугана. Сказала, что стреляли. После чего я еще к нему подошел, посмотрел и вызвал 112», — рассказал Молодых.
По мнению Молодых, отбегавшего от Немцова человека он увидел с расстояния около 100 метров.
«Человек обычного телосложения, среднего роста, около 170 сантиметров. На нем были классические темные, точнее синие джинсы, верхняя одежда — толстовка какая-то, коричневая», — описывает человека Молодых.
Несмотря на плохое освещение и значительную дистанцию, очевидец — по его нынешнему утверждению — сумел разглядеть, что у человека были черные волосы и на лице черная щетина, но не борода, «покороче чуть-чуть».
«Не мог ничего ответить, хрипел»
Евгений Молодых отвечал на вопросы немногословно, не без труда формулируя мысли и часто обрывая фразы на полуслове. Прокурору Львовичу пришлось серией вопросов буквально вытягивать из него подробности.
— Что вам рассказала Анна Дурицкая?
— Я подошел, поинтересовался, что с мужчиной. Она ответила, что стреляли, что ничего не знает. Сказала, что ей страшно.
— К Немцову подходили?
— Подходил. С целью оказания помощи. Пару раз точно подходил.
— Что конкретно вы делали?
— Он лежал на боку, на правом. Лицо в землю было, в асфальт. Подошел, развернул к себе. Спросил, что случилось. Он не мог ничего ответить, хрипел. После чего я подошел к девушке. Потом еще раз подошел, посмотрел, увидел на курточке сзади на спине отверстия. Не могу сказать сколько, не считал.
— Кровь видели?
— Нет, не видел.
— Гильзы видели?
— На это тоже внимания не обращал. Когда я подошел к девушке, она общалась с работником коммунальных служб. Рядом автомобиль стоял, оранжевый автомобиль, грузовая машина, техническая.
— С кем-то еще девушка разговаривала?
— Не обратил внимания.
В профиль или со спины
Прокурор Мария Семененко вернула допрос к теме внезапного опознания свидетелем Заура Дадаева — в каждом из своих вопросов об убийце она называла его «человеком, похожим на Дадаева».
Евгений Молодых признал, что видел этого человека буквально секунду. Более того, он не видел, как тот стрелял в Немцова — по словам свидетеля, когда он поднял голову от телефона, тот уже лежал на тротуаре.
Несмотря на это, Молодых твердо настаивает на том, что видел человека, отбегавшего от Немцова, в профиль и по чертам лица может утверждать, что тот похож на Дадаева.
«В профиль» — эти слова Молодых стали ключевыми на заседании суда в четверг, и большую часть времени стороны провели в спорах о том, как именно увидел свидетель убийцу.
Адвокатам подсудимых удалось добиться, чтобы перед присяжными были оглашены — пусть и не полностью — предыдущие показания Евгения Молодых. Первый его допрос состоялся совсем по свежим следам после событий на Большом Москворецком мосту — ночью 28 февраля 2015 года.
На нем Молодых однозначно говорит: «Опознать мужчину я скорей всего не смогу, потому что было темно».
Конкретно эту фразу судья Юрий Житников не разрешил зачитывать присяжным, однако адвокат Дадаева Марк Каверзин огласил другие отрывки из показаний Молодых, в которых он уверенно и неоднократно утверждает, что видел человека, отбегавшего от Немцова, «только со спины».
«Более сказать ничего не могу, так как был на удалении. Лица я не видел», — еще одна цитата из его предыдущих показаний.
На суде Евгений Молодых не смог внятно ответить на вопрос, почему тогда он говорил «со спины», а сейчас утверждает, что «в профиль».
«На допросах другие вопросы задавали. Подробностей не вспомнил. Когда вспомнил? После событий. В процессе допросов», — очень неуверенно объяснил Молодых.
Марк Каверзин попросил присяжных обратить внимание на эти расхождения и добавил: «Через четыре часа человек лучше помнит, чем через два года, мое такое мнение».
А второй адвокат Дадаева Шамсудин Цакаев под смех своих коллег поинтересовался у Молодых: «Если я правильно понял, следователя не интересовало, видели ли вы лицо мужчины?»
На этот вопрос судья разрешил свидетелю не отвечать.
Следующее заседание суда состоится 16 мая.