Польша заявила о новых документах по делу о крушении самолета Качиньского
Глава МИД Польши Витольд Ващиковский заявил об обнаружении в своем ведомстве новых документов, касающихся организации визита польской делегации во главе с президентом Лехом Качиньским в Катынь в апреле 2010 года, который не состоялся из-за авиакатастрофы под Смоленском 10 апреля 2010 года правительственного самолета Ту-154М. Об этом он сообщил в пятницу в программе Польского радио.
Ранее, в августе, Ващиковский уже говорил о том, что в ближайшее время его ведомство обнародует материалы по этому делу. По его словам, это записи польско-российских переговоров на разных уровнях, касающихся подготовки визита польского лидера в Катынь и демонстрирующие, что «в соответствии с польско-российскими приготовлениями в нем не должен был принимать участие Лех Качиньский».
Отвечая на вопрос, когда эти документы будут обнародованы, Ващиковский сказал, что тогда речь шла о материалах на бумаге. «Однако оказалось, что мы можем открыть электронную переписку, — сказал он. — Это сотни или тысячи электронных писем того периода, с которыми нужно ознакомиться». Теперь министерству нужно время, чтобы обработать новые данные, из-за чего публикация откладывается на неопределенный срок.
По словам главы МИД Польши, эта переписка показывает, что «польское правительство хотело разделить эти визиты (занимавшего тогда пост премьер-министра Дональда Туска, посетившего Катынь 7 апреля, и президента Леха Качиньского, вылетевшего на памятные мероприятия 10 апреля) совместно с российскими властями». «Они (российские власти — прим. корр. ТАСС) не хотели допустить визита в Смоленск Леха Качиньского, пытаясь заставить его приехать в Москву 9 мая или по случаю другой годовщины», — утверждает Ващиковский.
10 апреля 2010 года официальная делегация Польши во главе с президентом республики Лехом Качиньским летела на правительственном самолете Ту-154М в Катынь для участия в мероприятиях, приуроченных к годовщине катынской трагедии. В условиях плохой видимости самолет несколько метров не дотянул до взлетно-посадочной полосы аэродрома Смоленск-Северный, столкнувшись сначала с деревьями, а затем и с землей. В результате катастрофы погибли все находившиеся на борту — представители государственной власти, военных структур, общественных организаций.
Польские эксперты пришли к выводу, что «причиной происшествия было снижение ниже минимальной высоты при чрезмерной скорости в метеоусловиях, не позволяющих осуществлять визуальный контакт с землей, а также запоздалое начало процедуры ухода на второй круг».