Человек в футляре. Кто стал временным президентом Узбекистана
Назначенный временно исполняющим обязанности президента Узбекистана после смерти Ислама Каримова премьер-министр Шавкат Мирзиёев в своем первом выступлении рассказал о приоритетах внешней политики Ташкента. С Россией, как подчеркнул новый глава государства, Узбекистан продолжит «укреплять дружественные отношения». Как и полагается по неписаным правилам игры в политической жизни республики, раньше он делал все, чтобы его выступления ничем не выделялись. Никогда не попадал в скандалы. У него образцовая биография и впечатляющие достижения — при его правительстве Узбекистан сумел изменить структуру экономики. «Лента.ру» попыталась понять, кто он — временный, а, возможно, и будущий президент Узбекистана.
«Необходимость сохранения стабильности»
Само назначение на должность исполняющего обязанности президента показало, что в Ташкенте продолжают руководствоваться прагматизмом и процедурные вопросы решают в соответствии со здравым смыслом. По Конституции пост главы государства до выборов должен был занять председатель Сената Нигматулла Юлдашев (Йулдошев). Однако государственные мужи, очевидно, рассудили, что из-за чрезмерной щепетильности народные массы и часть элит могут не разобраться, кто же настоящий правитель.
Поэтому Юлдашев попросил занять кресло президента действующего премьера, указав, что тот обладает «многолетним опытом работы на руководящих должностях в органах государственной власти и управления», а также пользуется уважением населения. Депутаты обеих палат парламента единодушно поддержали это предложение, «принимая во внимание необходимость сохранения стабильности, обеспечения общественной безопасности и правопорядка».
У Шавката Миромоновича отличный послужной список. По официальной информации, Мирзиёев родился в Джизакской области Узбекской ССР. Несколько лет назад журналисты попытались проверить слухи о том, что премьер на самом деле уроженец узбекского поселка в Ура-Тюбинской области. Слухи не подтвердились. Выяснилось, что у главы правительства Узбекистана в этом поселке жил дед.
Из вуза — на производство
В 1981-м году Мирзиёев окончил Ташкентский институт ирригации и механизации сельского хозяйства. Вуз считался престижным — сельское хозяйство и, в частности, хлопководство были профильными для советского Узбекистана. После 1991 года власти начали менять структуру экономики страны — развивать промышленность. Этот курс в 2000-х проводил в жизнь кабмин выпускника института ирригации Мирзиёева. К слову, тот же вуз окончил Рустам Азимов — первый зампред правительства и министр финансов Узбекистана, которого наравне с Мирзиёевым называли возможным преемником Каримова.
Выпускник остался в вузе и сделал карьеру по партийной линии, поднявшись до поста проректора. В 1990-м был избран в Верховный совет Узбекской ССР. А затем резкий поворот — Мирзиёев уходит из вуза, чтобы возглавить один из районов Ташкента — бывший Куйбышевский, ныне Мирзо-Улугбекский.
В 1994-м Мирзиёев — депутат парламента Узбекистана, в 1996-м — хоким (глава) Джизакской области. Регион преимущественно сельскохозяйственный, производит хлопок и зерновые. И вместе с Сырдарьинской областью лежит на пути из столицы к крупным Бухарской, Навоийской, Кашкадарьинской, Сурхандариьинской областям и Каракалпакистану. Через два года Мирзиёев возглавил Самаркандскую область — родную для президента Каримова.
К слову, Мирзиёева многочисленные эксперты из узбекского политикума относят к так называемому самаркандскому клану, к которому принадлежал и покойный Каримов. С 2003-го нынешний врио главы государства — глава правительства. Бессменный, хотя первый президент Узбекистана отличался крутым нравом и экономическая ситуация в стране была непростой.
Партия деловых людей
В 2000-х в республиках Центральной Азии решили частично реанимировать хорошо зарекомендовавшую себя партийную систему. Ташкент принял в этом участие: была учреждена… либерально-демократическая партия. Чтобы сразу все было ясно, партию еще именовали «Движением деловых людей».
Либерал-демократы в ту пору ассоциировались с политическими эскападами российского политика Владимира Жириновского, к тому же право на «либерализм» и «демократию» резервировалось за партией власти. (В то же время в соседнем Казахстане пропрезидентскую партию с явным перехлестом назвали народно-демократической). Мирзиёев вошел в политсовет либерал-демократов. Более того, как уверяли всезнающие источники, он и был там реальным руководителем. В ходе предвыборной кампании представители партии в целом именно так деловым людям и разъясняли: партия наша помогает предпринимателям решать вопросы. Предприниматели, в свою очередь, послушно скидывались в партийный фонд.
Либерал-демократы стабильно занимали треть мест в парламенте, а в 2015-м впервые (вместо президента) выдвинули Мирзиёева на пост премьер-министра. В том был символизм — формально главу правительства страны ставила «партия деловых людей». Шавкат Миромонович курировал сельское хозяйство. Руководил, как сообщали СМИ, достаточно жестко.
И добивался своего — структура экономики менялась. Узбекистан превращался в индустриальную страну, доля городского населения перевалила за 50 процентов, в республику пришли мировые технологические лидеры с масштабными проектами. С 1991 года вклад промышленности в ВВП увеличился с 14 до 34 процентов, причем в течение предыдущих 11 лет темпы роста экономики сохранялись на уровне не ниже восьми процентов. Эти данные на заседании парламента сообщил сам Мирзиёев, подводя итоги правления Каримова. Причем сразу после перечисления заслуг Ислама Абдуганиевича перед страной Мирзиёев напомнил кабинету министров о стоящих перед правительством конкретных задачах. Правда, врио президента не уточнил, почему при таких темпах роста, например, в России на заработках находится около 1,7 миллионов граждан республики. Ташкент всегда обходит эту тему стороной в официальных заявлениях.
Столь же скрупулезно, с четко обозначенными акцентами временно исполняющий обязанности президента назвал основные направления внешней политики Ташкента. Отношения с соседями — странами Центральной Азии — будут «доброжелательными и прагматичными». Вместе с тем в приоритете — страны СНГ, в первую очередь Россия, с которой Узбекистан намерен устанавливать «дружественные связи». Также в подчеркнуто благожелательном тоне были упомянуты США, Китай, Япония, Корея, Германия, Франция и Великобритания.
Общий политический портрет Мирзиёева таков: технократ и хозяйственник, который прошел все ступени административной лестницы — руководил районом, областью, экономикой страны. Обладает обширными связями среди предпринимателей (благодаря «партии деловых людей»). Мирзиёев в качестве премьера не запомнился громкими заявлениями по простой причине: соблюдая правила игры чопорной узбекистанской политики, он таких заявлений не делал. Открытым остается только один вопрос — какие заявления прозвучат от него теперь?