Amnesty International рассказала об убийствах в военной тюрьме в Сирии
Amnesty International опубликовала доклад по пыткам и убийствам в военной тюрьме в Сирии, утверждая, что счет погибших в застенках идет на десятки тысяч. Эти факты едва ли повлияют на позиции сторон на мирных переговорах.
Международная правозащитная организация Amnesty International опубликовала доклад под названием «Это ломает человека», посвященный массовым пыткам и убийствам в военной тюрьме Сайедная, подконтрольной официальной сирийской армии. В течение полугода эксперты Amnesty опрашивали 65 бывших узников тюрьмы и составили не только картину издевательств над заключенными, но и подробный план самого здания тюрьмы.
Исследование Amnesty — последнее из нескольких крупных докладов правозащитных групп, посвященных нарушению прав человека в тюрьмах Сирии. До этого прошлой зимой организация Human Rights Watch обнародовала исследование судеб некоторых из 6,8 тыс. погибших в застенках сирийцев в 2011–2013 годах. Доклад HRW вышел в декабре 2015 года, тогда же Amnesty начала работу над исследованием бывших узников Сайедная.
Торжественная встреча
Среди бывших заключенных, говорится в докладе, пятеро сами были в прошлом солдатами сирийской армии, двое принадлежали к отрядам «вооруженной оппозиции», остальные 58 имели различные гражданские специальности — от журналистов и учителей до юристов и инженеров. В большинстве случаев интервью проводились в Южной Турции, куда заключенные эмигрировали после освобождения.По словам очевидцев, среднее время заключения в военной тюрьме Сайедная составляет от нескольких месяцев до нескольких лет. Каждый из интервьюируемых так или иначе был обвинен в государственной измене. Оппозиционеров обычно арестовывает одна из четырех спецслужб Сирии: разведка ВВС, военная разведка, Управление политической безопасности или Главное управление безопасности. Дело рассматривается либо антитеррористическим, либо военно-полевым судом (что, по мнению Amnesty, уже является нарушением стандартов честного суда). Во втором случае осужденные направляются затем в военные тюрьмы, одной из крупнейших среди них и является Сайедная в северном пригороде Дамаска.
Условия содержания в тюрьме, утверждает Amnesty, являются грубым нарушением прав человека. «Путешествие по застенкам часто оказывается фатальным: на каждом из его этапов узник подвергается риску смерти», — отметил директор ближневосточной программы Amnesty Филип Лютер.
Например, новоприбывших заключенных по традиции ожидала так называемая торжественная встреча — избиение группой охранников. В ходе допросов применялись десятки различных видов пыток. Наконец, опасность подстерегала заключенного и во время нахождения в камере. В одном из случаев в тюремном блоке на целый день отключилась вентиляция, и несколько десятков человек умерли от удушья. В другом случае охранники избили до смерти мастера кун-фу и его сокамерников, которых он учил обороняться от солдат.
Аналитики Amnesty признают, что «негосударственные вооруженные формирования» — в первою очередь ИГИЛ и «Фронт Ан-Нусра» — также массово занимаются пытками и убийствами захваченных людей. «Несмотря на это, по нашим оценкам, подавляющее большинство случаев насилия над заключенными в стране осуществлены представителями сирийских властей», — говорится в докладе.
Правозащитники приводят и свежие подсчеты Группы по анализу данных о ситуации с правами человека (HRDAG), согласно которым с начала гражданской войны в Сирии в марте 2011 года до конца 2015 года в тюрьмах по всей стране погибло свыше 17,7 тыс. человек, или по 300 заключенных в месяц. Это является «консервативной» оценкой: в действительности число жертв может быть в несколько раз выше.
Предательство гуманизма
В итоге в своем докладе Amnesty подчеркивает нежелание сирийской стороны «положить конец систематическим нарушениям со стороны спецслужб и их безнаказанности», хотя Дамаск является участником нескольких соглашений, так или иначе относящихся к защите прав заключенных.Amnesty призывает власти Сирии прекратить произвол и нарушения прав человека, всячески сотрудничать с международными следователями и ратифицировать, наконец, Римский статут (то есть формально стать участником МУС, Международного уголовного суда). Страны из Международной группы поддержки Сирии призываются сделать приоритетным вопрос о пытках и убийствах в Сирии. Наконец, от Совбеза ООН Amnesty ждет дальнейших санкций против ответственных за пытки должностных лиц.
Поддерживающие правительство Сирии державы — в первую очередь Россия и Иран — должны, по словам правозащитников, «как минимум оказать давление на Дамаск» для выполнения означенных требований Amnesty. «Россия годами использовала свое право вето в Совбезе ООН для защиты союзника в лице сирийских властей, — заявил Лютер. — Перед лицом страданий массы людей пора положить конец подобному предательству гуманизма».
По мнению главы петербургского Центра изучения современного Ближнего Востока Гумера Исаева, едва ли Москва и Тегеран будут реагировать на сообщения о пытках в Сирии, поскольку отдают себе отчет, что речь идет о военном времени. «Это не значит, что ситуация войны все прощает и списывает, но сам факт затяжной гражданской войны серьезно влияет на восприятие», — пояснил он РБК.
Во многом поэтому, уверен Исаев, Дамаск не станет заниматься даже вступлением в МУС: «Асад мог бы сделать тем самым реверанс в сторону Запада, но подписание документов означает еще и соблюдение этих документов. В условиях гражданской войны и фактически многолетнего режима ЧП это крайне затруднительно».
По словам Исаева, Amnesty часто подвергается критике различных стран как «ангажированная структура». Например, в декабре 2015 года Минобороны России раскритиковало доклад организации, посвященный авиаударам ВКС в Сирии, назвав результаты исследования «штампами и фейками, которые уже были неоднократно разоблачены». Еще десять лет назад в схожих формулировках осуждал расследования организации пресс-секретарь Джорджа Буша Скотт Мак-Клеллан.
Выступление политика произошло в мае 2005 года, через полгода после того, как начали поступать первые данные о нарушении прав человека в тюрьме Гуантанамо — претензии Amnesty относились в первую очередь к этой ситуации. Через несколько лет под давлением правозащитников и журналистов администрация нового президента США приняла решение о расформировании тюрьмы.
Сирийское правительство постоянно опровергало претензии правозащитников. Например, упомянутые в прошлогоднем докладе Human Rights Watch фотографии убитых заключенных президент страны Башар Асад в интервью Foreign Affairs назвал подлогом.