Убить за селфи. Как, почему и за что "пакистанскую Ким Кардашьян" задушил родной брат
На днях мировые СМИ сообщили о так называемом убийстве чести — пакистанскую модель и блогера Кандил Балоч задушил родной брат, разъяренный смелыми снимками, которые та выкладывала в соцсетях. «Лента.ру» рассказывает об аспектах трагедии, ее предыстории и реакции общественности.
Недопустимое поведение
«Наконец-то международные медиа смогут увидеть, что я задумала. Что я пытаюсь изменить типичный ортодоксальный взгляд на мир, присущий людям, которые не хотят выбраться их своих скорлупок фальшивой веры и устаревших обычаев. Спасибо вам — тем, кто верит в меня и поддерживает за понимание того послания, которое я пытаюсь передать через свои рискованные посты и видео. Настало время перемен, потому что мир меняется. Давайте откроем свой разум и будем жить в настоящем», — это последний пост 26-летней Кандил Балоч (настоящее имя — Фаузия Азим), в Facebook. На ее аккаунт в соцсети подписаны порядка 780 тысяч человек.
Пакистанскую модель нашли мертвой в ее доме в провинции Пенджаб. Семья переехала туда из Карачи из-за угроз. Девушку задушил родной брат Васим. Он признался в содеянном и заявил, что не раскаивается, поскольку, по его мнению, сестра опозорила семью публикацией снимков в открытых нарядах и бикини.
Подписчики Балоч в соцсетях были не только потрясены, но и остались в недоумении. Девушка считалась знаменитостью национального масштаба примерно с 2014 года, писали о ней и англоязычные СМИ (даже сравнивали с американской телезвездой Ким Кардашьян за любовь к селфи и эпатажу, а также за пышные формы). Как вышло, что ее брат так долго вынашивал свои преступные планы? Оказалось, что Кандил не жила с семьей, однако вечером в пятницу, 15 июля, зашла в гости.
«Я дал ей таблетку, а затем убил. То, как она себя вела, было недопустимо», — заявил Азим. В полиции Пенджаба сообщили, что рот и нос девушки перед смертью зашили, перекрыв доступ воздуха в дыхательные пути.
Также стало известно, что Балоч получала многочисленные угрозы от сограждан после того, как опубликовала фотографии и видеозаписи, на которых она беседует с муфтием.
Девушка пошутила, что во время совместного обеда проповедник сделал ей предложение руки и сердца. Эти посты оскорбили чувства верующих, получив распространение в пакистанском сегменте интернета. Родители Кандил рассказали, что дочь просила правоохранительные органы о защите, но ей отказали.
Отец убитой, Мохаммед Азим, после похорон рассказал журналистам, что дочь финансово поддерживала всю семью, включая Васима.
«Несчастные случаи»
По оценкам Фонда народонаселения ООН, в мире ежегодно совершается до пяти тысяч убийств чести. Порядка 90 процентов из них происходят в странах исламского мира — в Восточной Турции, на палестинских территориях, в Иордании, Пакистане, Сомали и на российском Северном Кавказе, в том числе в Чечне. По меньшей мере 500 ежегодных смертей приходится на Пакистан.
Убийства чести совершаются членами семьи мужского пола против членов семьи женского пола, которые, по их мнению, навлекли на семью бесчестие. В расправах, впрочем, могут принимать участие и женщины (матери, свекрови, сестры, подруги).
Пакистанские активисты много лет добиваются ужесточения закона, регулирующего меру пресечения для «убийц чести». В настоящее время совершившие данное преступление либо избегают тюремного срока, либо, что случается реже, лишение свободы не превышает двух-трех лет. Такое решение суд принимает, если остальные родственники погибшей прощают убийцу (а так чаще всего и бывает). Нередко в причине смерти женщины изначально указывается самоубийство или несчастный случай.
В феврале 2016 года премьер-министр Пакистана Наваз Шариф обещал, что уголовный кодекс будет пересмотрен, но действий не последовало.
Каро-кари — так в Пакистане называют убийство чести — чаще всего совершается с помощью огнестрельного оружия, используют также холодное оружие, прибегают к удушению и сожжению.
В качестве причин для расправы иногда выступают совершенно незначительные, на взгляд западного человека, поводы. Необязательно делать селфи в платье с декольте или изменять законному супругу — вполне достаточно, чтобы кому-то из близких или «доброжелателей» показалось, что женщина способна на нечто подобное.
Например, в Кашмире родители сожгли серной кислотой 15-летнюю дочь, обернувшуюся вслед мужчине-мотоциклисту. Двое мужчин из центрального Пакистана сожгли женщину, приходившуюся женой одному и невесткой другому, за то, что она покинула дом без разрешения супруга. Еще один «любящий» брат забил до смерти сестру из-за несогласия с ее выбором будущего мужа. Другую пакистанку предали огню за отказ выйти замуж за выбранного семьей мужчину.
Либерально настроенные пакистанцы и пакистанки полагают, что важно менять не только закон, но и само отношение общества к убийствам чести. Значительная часть граждан страны одобряет семейные расправы. Это наглядно показала гибель Балоч: убийство известной женщины раскололо пакистанское общество на две части, никого не оставив равнодушным. Обсуждая каро-кари в соцсетях, консерваторы сходились во мнении, что женщина «сама напросилась», а наиболее радикально настроенные юзеры хвалили убийцу.
Она не Кардашьян
Сторонникам Кандил не нравится ее сравнение с Кардашьян. По их мнению, в отличие от американской телегероини она была в первую очередь активисткой борьбы за права женщин, а уж потом популярным блогером и медийной личностью.
Сочувствующие судьбе модели подчеркивают, что стиль жизни Балоч абсолютно не имеет значения, поскольку аналогичная участь постигала и значительно более скромных жительниц страны, воспитанных в соответствии с традициями. Пакистанские либералы надеются, что хотя бы это убийство чести не сойдет с рук исполнителю, поскольку прогремело на весь мир.
«Кандил стала лицом бессчетных безвестных пакистанок, которые были убиты потому, что общество дало на это карт-бланш мужчинам», — считает Беназир Джатой, активистка Aurat Foundation — местной организации по защите прав женщин.