Тереза Мэй - восходящая звезда британской политики
Нынешний министр внутренних дел Тереза Мэй займет должность премьер-министра Великобритании уже 13 июля. Ее называют британской версией канцлера ФРГ Ангелы Меркель.
У 59-летней Терезы Мэй, которую многие называют новой «железной леди», есть слабость: экстравагантная обувь. Благодаря этому она постоянно попадает в заголовки таблоидов. На одной из встреч Мэй появилась в черных лодочках, украшенных металлическими шипами. Что это, открытый призыв к бою? Мэй в этом вовсе не нуждается. Она представляет собой полную противоположность большинства британских политиков — этакая британская версия канцлера ФРГ Ангелы Меркель.
Надежная, безупречная, очень трудолюбивая, действующая здраво и прагматично — так описывают ее не только коллеги по Консервативной партии, но и те, кто знают замужнюю, но не имеющую детей дочь англиканского священника лично.
Новая «железная леди»?
Обладая этими качествами, выпускница Оксфорда, которая шесть лет проработала в Банке Англии, вот уже с 2010 года руководит министерством внутренних дел Великобритании. Это вызывает восхищение у многих, поскольку за последние 100 лет никто на выдерживал на этом посту столь длительный срок. И это является причиной, по которой Терезу Мэй нередко сравнивают с «железной леди» — Маргарет Тэтчер. Но подобные сравнения вызывают у Мэй скорее неловкость.
В одном из интервью телеканалу BBC она упомянула, что не встречается с другими за обедом, чтобы обменяться последними сплетнями. Она не любит чрезмерную откровенность и заботится лишь о выполнении тех задач, которые перед ней поставлены. Таких, как, к примеру, выдвижение ее кандидатуры в качестве преемницы Дэвида Кэмерона на посту премьер-министра страны.
Примирительница или сторонница новой жесткой политики? Этот вопрос беспокоит в первую очередь тех британцев, кто глубоко сожалеет о выходе Великобритании из ЕС. Чего можно ожидать от Терезы Мэй, когда она официально станет преемницей Дэвида Кэмерона?
Во время агитационной кампании перед референдумом о выходе страны из ЕС, Мэй сохраняла сдержанность. Хотя она официально поддерживала Дэвида Кэмерона в его призывах к британцам проголосовать за сохранение членства в Евросоюзе, сама она не раз критиковала ЕС. Союз не может обеспечить достаточный уровень контроля и безопасности, постоянно подчеркивала Мэй.
Brexit состоится в любом случае
Когда стало известно о том, что Мэй стала одним из кандидатов на пост премьер-министра, она четко заявила, что повторного референдума в Великобритании не будет. Мэй ясно дала понять, что если станет главой правительства, то официальная заявка Великобритании о выходе из Евросоюза будет передана в Брюссель самое ранее через несколько месяцев. Активация права на выход из ЕС, прописанного в 50-й статье Лиссабонского договора, не произойдет таким образом до конца этого года, подытожила Мэй. Однако Brexit будет осуществлен в любом случае.
Результат голосования британцев за выход из ЕС — это четко выраженный протест против действующей свободы перемещения внутри Евросоюза, сказала Мэй в одном из телеинтервью. Самое позднее после процедуры выхода из ЕС она планирует ограничить иммиграцию в Великобританию. В роли министра внутренних дел особенно в отношении вопросов, связанных с миграцией, она показала себя приверженкой жесткой линии. Это должно укрепить ее позиции во внутрипартийной конкурентной борьбе, поскольку многие тори выступают за проведение миграционной реформы.
«Когда поток иммигрантов слишком высок, когда перемены происходят слишком стремительно, невозможно выстроить сплоченное общество», — объявила Мэй на съезде Консервативной партии. Она также планировала ограничить программы по финансированию иностранных студентов в британских университетах и повысить взносы в систему медстрахования за рабочих из других стран ЕС.
Повсеместная поддержка
Мэй не было еще и 30, когда она стала участвовать в политической жизни на местном уровне. В начале 1990-х годов ей удалось пройти в Палату общин. Согласно одному из опросов, который был проведен институтом исследования общественного мнения ICM Research, Мэй пользуется поддержкой 60 процентов членов собственной партии. Она намного опережала других конкурентов — Стивена Крабба, Майкла Гоува, Лиама Фокса и Андреа Лидсом. Одной из причин, по всей видимости, является желание тори вернуться к спокойным и надежным временам.
Тереза Мэй уже давно славится своей прямолинейностью: пару лет назад она назвала собственную партию «nasty party» («отвратительная партия»). Но, по-видимому, никто всерьез на эту специфическую откровенность не обиделся. Своим высказыванием Мэй хотела тогда призвать к смене имиджа партии.
Терезу Мэй считают одним из архитекторов политического курса Дэвида Кэмерона. Именно поэтому он уже не раз в прошлом представлял Мэй в качестве своей преемницы. Опросы института ICM Research показывают, что и среди населения она пользуется немалой популярностью. Как следует из результатов исследования, «она с большим отрывом воспринимается как самый компетентный кандидат. Как среди мужчин, так и женщин, представителей всех религий страны и среди сторонников и членов всех партий». Большинство британских СМИ, как правило с охотой атакующих известных персон, также поддерживает кандидатуру Терезы Мэй. Издание Telegraph даже назвало ее «восходящей звездой» британской политики.