Однорукий бандит. Как "жертва режима" Ахмед Чатаев стал "стамбульским подрывником"
В Турции продолжается расследование страшного теракта в аэропорту имени Ататюрка, унесшего жизни 43 человек. В деле уже более 20 фигурантов. Один из подозреваемых, Ахмед Чатаев, известен правоохранителям как сподручный Доку Умарова и вербовщик ИГ, а европейцам — как жертва политического режима в России.
Уроженец села Ведено Чатаев, которому в этом году исполняется 36 лет, разыскивается российскими правоохранительными органами с 2003 года за участие в незаконных вооруженных формированиях. Он воевал на стороне террористов во время второй чеченской кампании. Его считают лидером боевиков Доку Умарова в Западной Европе.
Ампутация как козырь
В ходе вооруженного конфликта в Чеченской Республике Чатаев получил ранение и потерял руку, но инвалидность не вывела его из кровавой игры. Напротив, травма стала ключевым фактом его биографии и возвысила его в иерархии экстремистского подполья.
В дальнейшем увечье использовалось адвокатами Чатаева как доказательство той версии, что Чатаева пытали представители российских силовых структур. Такая подача событий превратила Однорукого Ахмеда в глазах европейцев из террориста в жертву произвола властей. Многие СМИ преподносили Чатаева как политического беженца.
В 2001 году ему удалось покинуть Чечню, где его задерживали за участие в бандформировании. Каким способом экстремисту удалось избежать уголовного наказания — остается загадкой. Предположительно, он попал под амнистию. Где находился Чатаев последующие два года — также неизвестно.
В 2003 году он засветился в Европе, и не где-нибудь, а в Австрии, и сумел получить статус беженца. Он перебрался в Вену вместе с женой и тремя детьми и получил защиту сразу после того, как в России возобновилось его уголовное преследование.
Важную роль в формировании светлого образа Чатаева сыграло, в частности, издание kavkazcenter.com. Интернет-портал так описывал обстоятельства, при которых Чатаев стал инвалидом: «Чатаев знает Россию и русских не понаслышке, русские палачи вживую отрезали парню раненую руку и, вставив электрические провода в рану, зверски пытали его».
В Европе Чатаев поддерживал отношения с другим политическим «беженцем» из Чечни — Ахмедом Закаевым, самопровозглашенным премьер-министром непризнанной Чеченской Республики Ичкерия (ЧРИ). Как сообщало издание inosmi.ru, Закаев назначил соотечественника первым заместителем представителя ЧРИ в Австрийской Республике.
Однако уже в 2008 году (по другим данным — в марте 2007 года) в новом статусе он был задержан за серьезное преступление в шведском Треллеборге: в его машине было обнаружено огнестрельное оружие. Данные о том, что нашли в автомобиле Чатаева, разнятся. Представители либеральных СМИ и правозащитные структуры сообщали, что в машине найден пистолет. По другим данным, в багажнике был обнаружен целый арсенал — автоматы Калашникова и боеприпасы, которых хватило бы на вооружение целой группы бандитов. Тем не менее инвалид получил символический срок за незаконный оборот оружия — 1 год и 4 месяца колонии.
Тем временем в России Однорукого Ахмеда заочно арестовали и оформили в розыск по линии Интерпола. Возможно, этого человека давно задержали бы в Европе, если бы не его статус беженца, усердие правозащитников и помощь представителей чеченской общины, собиравших митинги всякий раз, когда над Чатаевым сгущались тучи. А очередная проблема у Однорукого Ахмеда появилась уже спустя год с небольшим после освобождения — его вновь задержали, на этот раз в Украине.
Беженец с иммунитетом дипломата
Чатаева задержали сотрудники украинского подразделения по борьбе с оргпреступностью в январе 2010 года в Закарпатской области. Сыщики действовали по требованию российских коллег, обвинявших Однорукого в организации финансирования и снабжения оружием бандформирований на Кавказе. Однако экстрадиция не состоялась, несмотря на намерения украинского правосудия передать Чатаева России.
Как сообщало издание Deutsche Welle, организация Amnesty International сделала многое для того, чтобы террорист не был выдан России. С подачи правозащитников Европейский суд по правам человека призвал Украину не выдавать Однорукого Ахмеда, поскольку он получил убежище в Австрии и подпадает под защиту Женевской конвенции и Конвенции ООН о беженцах. Чатаева отпустили, несмотря на то, что в его телефоне были обнаружены инструкции по изготовлению самодельных взрывных устройств.
Еще одно унизительное для России решение в отношении Чатаева было принято в Болгарии меньше года спустя. Суд города Пловдива запретил выдачу россиянина, задержанного на болгарско-турецкой границе, по тем же основаниям, согласно которым Однорукого отпустили в Украине.
Повезло с политической обстановкой
Уникальным случаем в «карьере» террориста стал уход от наказания после перестрелки с грузинскими силовиками. Ахмед Чатаев был задержан в 2012 году сотрудниками МВД закавказской республики в рамках спецоперации в ущелье Лопота.
События разворачивались в августе на территории Телавского района региона Кахети, на Южном склоне Кавказского хребта. По официальной версии МВД Грузии, на территорию страны со стороны Дагестана проникла группа хорошо вооруженных боевиков численностью около 20 человек. Бандиты взяли три группы заложников из числа местных жителей — от пяти до десяти человек.
В ходе боестолкновения с грузинскими силовиками были уничтожены 11 боевиков, в том числе Дукваха Душуев, бывший телохранитель эмиссара чеченских сепаратистов Ахмеда Закаева. Единственным бандитом, попавшим в руки грузинских военных, был Ахмед Чатаев. Он сдался пограничникам спустя несколько дней. Ему изначально вменяли статью о незаконном хранении оружия и боеприпасов — при себе у него было несколько гранат.
Об этих событиях четырехлетней давности после теракта в стамбульском аэропорту напомнил на своей странице в Facebook нынешний губернатор Одесской области Михаил Саакашвили. «Он был арестован моим правительством в Грузии во время контртеррористической операции во главе с генералом Георгием Лордкипанидзе, который сейчас возглавляет полицию Одессы. Три сотрудника наших сил безопасности погибли в той операции», — пишет Саакашвили.
События в ущелье совпали по времени с выборами в грузинский парламент. Пришедшее в 2012 году новое правительство во главе с Бидзиной Иванишвили освободило Чатаева по формальному ходатайству, направленному в суд прокуратурой страны, так как он считался политическим заключенным.
В итоге суд принял версию Чатаева: якобы Однорукий Ахмед оказался на месте событий после звонка из антитеррористического центра МВД Грузии — власти просили его провести переговоры с боевиками, чтобы те сложили оружие. Во время переговоров началась перестрелка, и его ранил грузинский снайпер. Так или иначе, «герою-переговорщику» пришлось провести несколько месяцев в тюрьме, где ему из-за ранения ампутировали стопу.
Предупреждали неоднократно
Западные спецслужбы прекрасно понимали, кого они защищают. Знали они и о том, какого масштаба угроза исходит от террориста-калеки. Однако пока не грянул гром, им был нужен мученик российского режима. В связи с разрастанием влияния ИГИЛ Чатаев был включен в санкционный список Министерства финансов США — это было напрямую связано с ролью, которую играл Однорукий Ахмед в сирийском противостоянии.
По данным Национального антитеррористического комитета, Чатаев несколько лет назад уехал в Сирию и присоединился к «Исламскому государству», где стал курировать российский сектор работы. Отечественные спецслужбы в начале 2016 года предупреждали силовые ведомства разных стран, что Ахмед Чатаев руководит в ДАИШ особым подразделением, укомплектованным выходцами с Северного Кавказа и специализирующимся на терактах в России и странах Европы.
Как сообщало издание The Times, считается, что Чатаев — командир батальона «Ярмук», одной из трех бригад ИГИЛ, целиком состоящих из чеченских боевиков.
После трагедии в турецком аэропорту защитников у Чатаева заметно поубавилось. Не исключено, что в ближайшее время будут пересмотрены вопросы об экстрадиции других «беженцев», нашедших защиту в государствах Европы. В первую очередь это касается Ахмеда Закаева, близкого друга и единомышленника Однорукого Ахмеда.