Контрабанда еды. Как венесуэльцы добывают пропитание, когда в магазинах пусто
Тысячи венесуэльцев, живущих недалеко от границы, несколько лет назад обнаружили, что на контрабанде дешевой еды в Колумбию можно выручить гораздо больше денег, чем они получают на своих рабочих местах. Но когда в Венесуэле начался продовольственный кризис, некоторые решили изменить бизнес модель: они ездят к соседям за мукой, рисом и даже памперсами, чтобы перепродавать их в своей стране отчаявшимся гражданам.
«В Венесуэле не осталось ничего, остался только голод», — говорит 30-летний контрабандист, который на мотоцикле ездит в приграничный колумбийский город Пуэрто-Сантандер (департамент Амасонас).
«Колумбия — вот, что спасает людей», — говорит бывший строитель, пожелавший остаться неизвестным из-за боязни ареста. Он говорит, что оставляет какую-то часть еды для своей жены и троих детей, а большую часть продает на рынке в Андском регионе штат Тачира или же в Каракасе.
Президент Венесуэлы Николас Мадуро в прошлом году закрыл переходы в Колумбию в попытке прекратить деятельность контрабандистов, которая, по его словам, иссушала Венесуэлу.
Но спустя несколько месяцев стало ясно, что у него ничего не вышло. Журналисты Reuters Александра Ульмер и Ангги Поланко наблюдали, как сотни людей, стремились в Колумбию, чтобы купить еду, медикаменты и элементарные средства гигиены.
Десятки выстроились на мосту и просили военных пропустить их. Другие дрейфовали на деревянных лодках прямо под носом у Венесуэльской национальной гвардии и армии. Несколько человек сказали, что дали взятку официальным лицам, чтобы пересечь границу по грунтовым дорогам, некоторые просто переплывали реку.
Такой бизнес развивается из-за усугубляющегося экономического кризиса в стране. Люди с бедным и средним достатком часами храбро простаивают в очередях за продуктами, но все чаще и чаще уходят с пустыми руками. Многие вынуждены пропускать приемы пищи, выживать на манго и бананах или находить продовольствие в мусоре.
Походы в супермаркеты становятся опасными: недавно после налета недовольных покупателей на склад в Тачире застрелили женщину.
Оппозиция Венесуэлы настаивает на прекращении полномочий президента Мадуро и проведении референдума. По их мнению, это единственный способ избежать полномасштабного гуманитарного кризиса в богатой нефтью стране.
«В моем холодильнике ничего нет», — говорит 48-летняя Глория, которая встала в 4 утра, чтобы отправиться в Пуэрто-Сантандер и купить там рис, сахар и кофе для своей семьи из восьми человек.
«В последний месяц ситуация стала критической, мы ничего не можем найти», — говорит женщина, остановившись отдохнуть с тяжелыми сумками в руках.
Еще до появления таких покупателей как Глория, Пуэрто-Сантандер страдал из-за экономического спада, после того как Мадуро перекрыл границы и проблемы в самой Венесуэле серьезно уменьшили поступление дешевых контрабандных венесуэльских продуктов.
Хотя, конечно, дети, банды и даже венесуэльцы среднего класса продолжали переправлять сюда бензин, самый дешевый в мире, через мутные коричневые реки на протяжении 2300 км границы.
Но теперь поток продуктов идет в другую сторону, и когда-то в пустых магазинах Пуэрто-Сантандера снова ажиотаж.
Венесуэльцы идут с огромными сумками и чемоданами по улицам, покупатели со стопкам венесуэльских денег в руках локтями прокладывают себе путь к прилавкам, колумбийцы в магазинах предлагают свои услуги.
«Благодаря тому, что в Венесуэле ничего нет, этот город вернулся к жизни», — отмечает 42-летний Жозе Армандо, владелец магазина, который продает продукты колумбийского производства венесуэльским покупателям.
На другой стороне границы венесуэльские покупатели уже набрали колумбийских товаров.
Когда-то недоступные, многие продукты стали дешевле, чем редкие и дорогие венесуэльские товары, которые предлагают «бачакуэрос» — так называют перекупщиков, которых похожи на трудолюбивых муравьев.
Например, рис в Колумбии можно купить за 1300 боливаров в эквиваленте, а перепродать в Венесуэле за 1800.
Правительство Венесуэлы зафиксировало цену на килограмм риса на уровне 120 боливаров. На черном рынке цена риса достигает 2000 боливаров, что эквивалентно 2 доллар0ма США по неофициальному курсу — но это одна пятая минимальной месячной зарплаты в пересчете на талоны на питание.
В течение двух месяцев 37-летняя Клариса Гарсиа закупает мыло, сахар и муку, чтобы продавать их в своем маленьком магазинчике на рынке Ла Фриа, венесуэльского города в получасе езды от границы.
«Люди бы умирали от голода, если бы не продукты из Колумбии», — говорит женщина, моя помидоры и называя цену покупателям. Некоторые скривились на ее ответ.
Бедняки Венесуэлы и те, кто живет далеко от границы, не имеют другого выхода, кроме как рисковать в длинных очередях перед супермаркетами, где потасовки стали обычным делом.
В семь утра в столице штата Тачира Сан-Кристобаль 2000 покупателей стояли в очереди, надеясь оказаться среди счастливчиков, которые смогут купить мыло и муку, когда магазин откроет двери.
«Мы не можем стоять здесь больше», — говорит 38-летняя Талиа Каррилло, которая приехала сюда вчера, ночевала в очереди, а, проснувшись, увидела, как других людей в очереди грабили.
«Я получаю минимальную заработную плату. Это не дает нам возможности покупать дорогие продукты. Но мы не можем жить так дальше, мы еле-еле находим хоть что-то».
Министерство информации Венесуэлы не ответило на просьбу прокомментировать ситуацию. Правительство Колумбии от комментариев отказалось.