НАТО дало "четкий сигнал" России
Министры обороны стран НАТО договорились о «самом мощном усилении со времен холодной войны» на границах с Россией. Это «четкий сигнал» о готовности альянса поддержать страны Прибалтики, обеспокоенные усилением России, считают в альянсе.
В Брюсселе завершился первый день двухдневной встречи министров обороны стран-участниц НАТО. Министры использовали последнюю возможность обсудить серию мер по усилению позиций НАТО на востоке Европы и в Средиземноморье в преддверии саммита блока на уровне глав государств, который пройдет 8−9 июля.
Батальоны с ротацией
Министры согласились отправить в Литву, Латвию, Эстонию и Польшу четыре многонациональных батальона повышенной готовности и принять ряд других мер по усилению коллективной безопасности, прежде всего в Восточной Европе, в районе российских границ, заявил генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг на пресс-конференции по итогам встречи в Брюсселе.
Батальоны могут быть переброшены уже в начале 2017 года, уточнил уточнил высокопоставленный чиновник альянса. Одна страна НАТО будет представлять основной состав батальона, но эти силы будут усилены солдатами других стран-участниц. Какие именно страны представят основные составы, пока не известно. Каждый батальон, состоящий из 800−1000 солдат, будет меняться по принципу ротации, раз в шесть-девять месяцев. Формально такая система не нарушает соглашения НАТО-Россия, согласно которому которому альянсу запрещено увеличивать постоянное присутствие своих войск близ российских границ.
Насколько продлится это усиление, Столтенберг не уточнил. «Стоящие перед нами вызовы выстраиваются на длительную перспективу. Мы должны быть готовы противостоять этим угрозам долгое время», — заявил Столтенберг на пресс-конференции.
Сигнал России
Переброска батальонов, по словам Столтенберга, — лишь одна из множества мер, направленных на предотвращение угроз международной безопасности и национальной безопасности стран-участниц НАТО, в том числе «со стороны России». «Это решение посылает четкий сигнал: если один из членов альянса атакован, то весь альянс отвечает за него», — сказал Столтенберг. «НАТО будет продолжать защищать и обеспечивать оборону всех участников альянса от угроз с любых направлений. Именно поэтому мы осуществляем самое мощное усиление наших сил со времен холодной войны», — сказал он, отвечая на вопрос о том, какой сигнал НАТО хочет послать России.
Члены альянса предприняли меры для более быстрой переброски войск на континенте. НАТО, по словам Столтенберга, продолжит работу над свободой передвижения войск в Европе, поскольку в период кризисов скорость будет играть решающую роль. О роли скорости в кризисный период незадолго до встречи министров говорили источники газеты Financial Times в НАТО. Они утверждали, что в случае войны с Россией на востоке Европы в связи с наращиванием Россией сил в Калининградской области НАТО не успеет перебросить «Острых копий» в Польшу и страны Балтии своевременно. «Минувшей осенью мы просмотрели карту Европы и увидели, как трудно перебросить контингент из одной страны в другую за короткое время. Мы использовали аналогию светофора: большая часть карты была красная. С тех пор мы много работали и достигли существенного прогресса — на сегодняшний день почти вся карта — зеленая», — рассказал Столтенберг.
НАТО также примет меры по увеличению своего военного присутствие в регионе Черного моря. По словам генсека, альянс уже усилил патрулирование воздушного пространства и увеличил количество тренировок. Теперь НАТО планирует создать в Румынии штабные структуры для развертывания там многонациональной бригады альянса.
Предложение сотрудничества
НАТО прекратило практическое сотрудничество с Россией после событий в Крыму и в Украине в 2014 году, в том числе сотрудничество по борьбе с терроризмом, которое велось с 2004 года, по борьбе с пиратством (с 2008 года), по территориальной противоракетной обороне (с 2003 года). Открытыми остались лишь дипломатические каналы.
Вопрос возобновления практического сотрудничества между Россией и НАТО, в том числе в сфере борьбы с терроризмом, остается открытым. Как пояснил РБК высокопоставленный чиновник альянса, о нем можно будет говорить при условии, если Россия «вернется к соблюдению международных обязательств и договоров». Ранее замглавы российского МИД Алексей Мешков заявлял, что дальнейший отказ НАТО от сотрудничества с Россией в борьбе с терроризмом негативно скажется на безопасности всех стран евроатлантического региона.
Столтенберг и его коллеги по НАТО неоднократно подчеркивают, что их политика «сдерживания и обороны» предусматривает политический диалог. «Мы не ищем конфронтации с Россией и нацелены на более конструктивные и кооперативные отношения», — сказал Столтенберг на пресс-конференции по итогам встречи. Он также намерен предложить России провести вторую за год встречу Россия-НАТО в преддверии саммита в Варшаве. По его словам, встреча еще не согласована, а ее точная дата не назначена.
На предыдущем заседани Россия-НАТО, которое состоялось в апреле, стороны обсуждали ситуацию на Украине, вопросы безопасности и снижения рисков военных инцидентов, а события в Афганистане. По итогам встречи Россия и НАТО завили о возможности политического диалога, но подчеркнули, что вернуться на прежний уровень отношений уже не получится и что позитивной повестки пока нет.
Нарастить военные бюджеты
Страны НАТО впервые за почти 10 лет увеличили свои военные бюджеты: в 2015 году рост составил 0,6%, в 2016 году, по оценкам Столтенберга, расходы вырастут еще на 1,6%, или на € 3 млрд. Сколько потратили в совокупности все 28 стран, пока не сообщается, но только европейские участницы потратили в 2015 году $ 253 млрд, а в этом году Латвия, Литва и Эстония, увеличили соответствующую статью расходов — на 60, 35 и 9% соответственно. В конечной перспективе НАТО рассчитывает на то, чтобы каждая страна-участница альянса тратила на оборону не менее 2% ВВП. С 2014 года НАТО нарастило контингент своих сил реагирования втрое, до 40 тыс. солдат, организовало силы быстрого реагирования («Объединенная оперативная группа очень высокой готовности», известная как «Острые копья») - около 5 тыс. военных, которые можно перебросить к месту назначения в течение нескольких дней, а также создало восемь новых малых штаб-квартир в восточной части Европы, чтобы координировать вопросы планирования, учений и усиления (обороноспособности), напомнил генсек НАТО.