Был ли взрыв на борту самолета EgyptAir? Аргументы за и против
Самолет египетской авиакомпании EgyptAir, летевший из Парижа в Каир, упал в Средиземное море с высоты в 11 километров. Экипаж не сообщал о технических неполадках: по предварительным данным, самолет внезапно сделал поворот влево, а потом, резко снижаясь, сделал поворот на 360 градусов в правую сторону. Никаких официальных версий причин авиакатастрофы не называется, но многие эксперты (например, глава ФСБ Александр Бортников) склонны считать, что произошел теракт. «Медуза» собрала главные аргументы за и против того, что на борту А320 взорвалась бомба.
Это взрыв. Основные аргументы:
1. Теория о взрыве на борту появилась в том числе из-за перебора возможных причин авиакатастрофы. Во-первых, самолет был исправен, но даже если предположить, что у него отказал двигатель, А320 не должен был сразу же исчезнуть с радаров. Во-вторых, погода в зоне падения самолета была хорошей, а летчики опытными — это практически полностью исключает версию с ошибкой пилотирования.
2. Эксперт по безопасности Крис Филипс утверждает, что о взрыве свидетельствует быстрая потеря высоты А320. Самолет шел на стандартной высоте более 11 тысяч метров, но затем резко снизился до 4600 метров, а потом — до 2700 метров. В этот момент он исчез с радаров. На сайте газеты Boston Globe показано, как именно снижался лайнер.
3. Экипаж не успел ничего сообщить на землю, хотя за три или четыре минуты до того, как самолет упал, капитан общался с диспетчерами. Более того, греческие диспетчеры утверждают, что пилот находился в хорошем расположении духа.
4. До Парижа самолет побывал в Тунисе и Эритрее, не самых безопасных странах в мире — именно там на борт самолета теоретически и могли пронести взрывчатку (такого мнения, к примеру, придерживается бывший глава ЦРУ Джеймс Вулси). Не считается образцовым с точки зрения безопасности и парижский Шарль-де-Голль: после проверки, последовавшей за недавними терактами в городе, у 70 сотрудников аэропорта отобрали пропуска, дающие право на проход в самые уязвимые зоны аэропорта.
5. Как обобщает министр гражданской авиации Египта, «если все тщательно проанализировать», можно сказать, что вероятность теракта на борту лайнера выше, чем у технической неисправности.
Это не взрыв. Основные аргументы:
1. Согласно данным американских источников в разведке, спутники не зафиксировали взрыва в районе падения самолета.
2. Ни одна террористическая группа не взяла на себя ответственности за крушение лайнера. Это необычная ситуация для терактов: например, после крушения российского самолета в Египте, в результате которого погибли более 200 человек, «Исламское государство» почти сразу заявило о своей причастности к взрыву. Впоследствии боевики также опубликовали фотографию бомбы, при помощи которой, как они утверждают, был совершен теракт.
3. Авиационный эксперт Ричард Абулафия говорит, что к падению самолета могла привести борьба на борту с целью захватить управление лайнером, но из чего это следует, эксперт не пояснил. Возможно, причина авиакатастрофы станет понятна, когда будут расшифрованы записи из кабины. А для этого нужно сперва найти «черные ящики».