"Группы смерти" во "ВКонтакте": секта, заговор, или заработок на суицидах
Российское издание «Новая газета» опубликовало расследование о группах во «ВКонтакте», где детей якобы готовят к самоубийствам посредством психологического давления и зловещих квестов. Журналист выдвинула предположение, что в соцсети действует группа взрослых людей, причастная к смерти более 130 детей. Основой для публикации послужили показания родственников жертв и мониторинг тех самых пабликов. TUT.BY подготовил из открытых источников краткий пересказ того, что произошло за последние дни вокруг одной статьи.
Расследование «Новой газеты»: группы смерти
16 мая «Новая газета» опубликовала расследование о сети групп во «ВКонтакте», где детей якобы готовят к самоубийствам. Автор материала, Галина Мурсалиева, с ноября 2015 по апрель 2016 года насчитала 130 случаев детских суицидов. По словам журналиста, почти все погибшие росли в благополучных семьях, а также состояли в одних и тех же пабликах в соцсетях. В этих сообществах также анонсированы новые смерти.
В статье указано, что фактически все расследование провела мать одной из погибших девочек вместе со своими подругами и единомышленниками.
«Новая газета» считает, что с детьми в закрытых группах работают взрослые люди, которые внушают девочкам, что они «толстые», а мальчикам, что они — «лузеры», и предлагают выход — иной мир, где они станут «избранными». Детей, вступивших в группы, просят соблюдать определенные «ритуалы»: порезать руки, нарисовать что-то или написать «эссе о Рине» (16-летней девочке из Уссурийска, покончившей жизнь самоубийством в ноябре 2015 года. Перед своей смертью на своей странице в соцсетях она выложила несколько фотографий с железной дороги с подписью «Ня. Пока». История получила известность из-за того, что в интернет были выложены фотографии ее искалеченного тела на рельсах — TUT.BY), разгадать смысл таинственных символов.
При этом, в расследовании подчеркивается, что день смерти подростков «назначают», и, возможно, в момент суицида с ними находится кто-то еще.
«Новая газета» также отмечает, что сообщества, призывающие детей к суициду, блокирует Роскомнадзор, однако на их месте тут же возникают аналогичные. Кроме того, в группах висят объявления о том, как восстановиться в случае блокировки.
Кто за этим стоит, журналист не знает.
Расследование Lenta.Ru: циничная монетизация
Журналисты «Ленты.ру» провели расследование и выяснили, что основной целью создателей так называемых «групп смерти» во «ВКонтакте» являлись не призывы к самоубийствам или организация секты, а попытка привлечь подписчиков, прославиться на просторах сети и монетизировать свои паблики.
Слух о существовании мистической секты, выдающей участникам порядковые номера и призывающей к самоубийствам, был запущен в сети после самоубийства девушки, известной как Рина. Многие группы распространили информацию о том, что девушка стала жертвой некой секты.
Тогда же одно из сообществ решило изобразить из себя эту секту с целью привлечения аудитории. При этом большинство суицидов, о которых писалось в таких «группах смерти», являлось инсценировкой, которая также проводилась для привлечения аудитории.
В частности, в начале декабря 2015 года участники групп провели масштабный интернет-флешмоб, в рамках которого десятки школьников сделали вид, что совершили самоубийство, администраторы «групп смерти» заранее договорились с ними об инсценировке суицида.
Участники флешмоба загружали себе на стену фотографии или видео самоубийств, а затем в течение нескольких месяцев не заходили в социальную сеть, чтобы все поверили в их смерть. После мнимых самоубийств, другие участники таких групп начинали массово подписываться на их страницы и лайкать якобы предсмертные посты. Именно это и было основной целью флешмоба.
В расследовании «Ленты.ру» также приводятся заявления некоторых представителей закрытых групп, которые утверждают, что участвуют в некой игре, цель которой — помочь склонным к самоубийствам подросткам. Также отмечается, что некоторые из создателей таких сообществ пытались их монетизировать.
Официальная реакция на «Группы смерти»
Уполномоченный при президенте России по правам ребенка Павел Астахов намерен обратиться в Следственный комитет и настаивает на возбуждении «большого уголовного дела».
«Речь идет о том, что детей доводят до суицидального поведения, до совершения самоубийства, а это, я напомню, уголовно наказуемое деяние. Поэтому я хочу обратиться в Следственный комитет для того, чтобы была проведена проверка. И если эти ресурсы действительно связаны с теми 130-ю или каким-то другим числом суицидов, то здесь нужно ставить вопрос о возбуждении большого уголовного дела», — заявил Астахов.
Владельцы социальных сетей в интернете, в которых действуют группы по пропаганде суицидов, должны нести за это ответственность, считает заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Елена Мизулина.
«Считаю необходимым установить ответственность владельцев веб-ресурсов, столь популярных среди молодежи, в рамках которых создаются площадки, пропагандирующие суициды. Недопустимо, чтобы подобная информация распространялась столь широко и беспрепятственно», — заявила Мизулина. Она считает, что «руководству и владельцам социальных сетей необходимо разработать механизмы, исключающие всякую возможность появления сообществ с пропагандой самоубийств и любой другой информацией, представляющей опасность для детей». «Необходимо также дополнить УК РФ статьей об уголовной ответственности за подстрекательство к самоубийству с использованием интернета», — отметила Мизулина.
Глава Роспотребнадзора Анна Попова предлагает разрешить одному из федеральных органов власти инициативно мониторить соцсети на предмет пропаганды суицида.
«Мы сегодня работаем только по обращениям, — заявила она журналистам. — Такие полномочия по самостоятельному выявлению (пропаганды суицида в соцсетях) тому или иному органу власти надо дать, чтобы кто-то имел право по выявленным федеральным органом таким предметам принимать определенные решения».
Роскомнадзор проверит информацию, изложенную в расследовании «Новой газеты» «Группы смерти», сообщил официальный представитель ведомства Вадим Ампелонский.
Эксперты Роскомнадзора еще до публикации материала встретились с главным редактором «Новой газеты» Дмитрием Муратовым, который передал «всю конкретику по изложенным в статье материалам», рассказал Ампелонский. По его словам, данные внимательно изучаются в Роскомнадзоре и Роспотребнадзоре, борющемся с пропагандой суицида среди несовершеннолетних в интернете.
Он также отметил, что с момента вступления в силу закона «О защите детей» в единый реестр вносилось более 3 тыс. ссылок по тематике «самоубийство», из них почти 2 тыс. — это «сообщества, аналогичные тем, о которых идет речь в статье «Новой газеты». По словам Ампелонского, «не всегда удается привлечь к ответственности создателей таких групп». «Это работа правоохранительных органов. Им бывает объективно сложно и установить личность создателей того или иного сообщества, и доказать их причастность к конкретным преступлениям», — заключил представитель Роскомнадзора.
По просьбе Роспотребнадзора «ВКонтакте» обещает блокировать суицидальные паблики самостоятельно, параллельно с подготовкой официальных заключений экспертов, и размещать на закрытых страницах номера телефонов экстренной психологической помощи для подростков.
«Если сообщество посвящено описанию способов суицида или оправданию этой темы, то оно блокируется навсегда без права обжалования. Мы боремся с этим явлением как своими силами, регулярно проводя мониторинг сайта, так и реагируя на сигналы пользователей и регулятора — Роскомнадзора», — сообщил пресс-секретарь «ВКонтакте» Евгений Красников.
Следственный комитет России пока не выступил с официальным заявлением. Известно, что по каждому случаю суицида проводится проверка, но будут ли возбуждены дела в отношении создателей закрытых групп в «ВКонтаке» — пока неизвестно.
Вопросы к расследованию «Новой газеты»
Расследование «Новой газеты» породило немало вопросов у читателей, блогеров, журналистов и простых пользователей интернета, но лучше всего их сформулировала «Медуза».
Почему на самом деле происходят подростковые суициды?
Автор материала в «Новой газете» утверждает, что сообщества в социальной сети «ВКонтакте» доводят детей до самоубийства. В качестве подтверждения этой версии приводится следующий факт: несколько десятков подростков, совершивших суицид, состояли в группах, посвященных этой теме. Однако достоверно установить причинно-следственную связь в этом случае невозможно; вполне допустимо предположить и обратную взаимосвязь — человек вступает в тематическую группу из-за того, что его посещают мысли о суициде.
Существуют исследования, согласно которым социальные сети могут повлиять на суицидальное поведение человека; при этом ученые оговариваются, что соцсети могут оказать влияние лишь на тех, кто уже находится в группе риска. Иными словами, материалы, опубликованные в соцсетях, могут послужить триггером суицида, но не его причиной.
Сколько на самом деле происходит суицидов среди подростков?
В России действительно очень высокий уровень суицидов среди подростков. В Роспотребнадзоре сообщали, что в 2013 году Россия занимала первое место в Европе по количеству самоубийств в этой возрастной группе (по данным в Следственном комитета, всего в 2013 году произошел 461 суицид несовершеннолетних).
При этом, по данным Росстата, общая смертность от самоубийств в России снижается: в период с 2005-го по 2014-й число завершенных попыток суицида в стране снизилось с 46 тысяч до 26,6 тысяч.
В расследовании «Новой газеты» не приведены объективные данные, свидетельствующие о масштабе проблемы. Несмотря на то, что тема подросткового суицида неплохо изучена, издание оперирует цифрой в 130 человек, погибших в период с ноября 2015-го года по апрель 2016-го года. Эти данные — результат подсчета автора текста.
Объективен ли автор?
Текст «Группы смерти» — не первый материал Галины Мурсалиевой, в котором она заявляет об опасности интернета для детей — и о том, что в интернете подростков склоняют к суициду (другие примеры: раз, два, три).
Если журналист с самого начала предполагала взаимосвязь интернета и суицидов, она могла ошибочно отбирать факты и интерпретировать их. В пользу версии о связи интернета и суицидов автор текста в «Новой газете» трактует незначительные детали: цитату из песни «Мы ушли в открытый космос, в этом мире больше нечего ловить» и слоганы в духе «Лучшие вещи в жизни с буквой „с“ — семья суббота секс суицид» (и то, и другое было найдено в пабликах «ВКонтакте», где подростков якобы склоняют к самоубийству). Наконец, доказательством для автора становится даже ее неудачная попытка взять интервью у подруги погибшей девочки, которая пребывает в состоянии шока.
Другой пример выстраивания ложной доказательной базы в тексте — упоминание загадочной карты, на которой отмечены российские города Челябинск, Уссурийск, Москва, Краснодар и Тула. Героиня текста Ирина утверждает, что она видела карту в январе 2016 года, а «уже с февраля пошли суициды детей именно в этих городах». Чтобы доказать предположение о том, что самоубийства происходят в названных городах именно «из-за карты», нужно было исследовать статистику смертности по этим населенным пунктам и обнаружить среди цифр нетипичный по сравнению с прошлыми годами всплеск количества суицидов, пришедшийся на февраль 2016-го. Без этих данных утверждение остается бездоказательным.
Что говорят эксперты? Обратился ли автор ко «второй стороне»?
В тексте нет комментариев специалистов по суицидам и подростковой психологии, нет попытки разобраться в механизмах подростковых суицидов. Единственный комментарий психолога, который приводится под статьей, принадлежит возрастному психологу Тимуру Мурсалиеву, который приходится автору расследования сыном.
Принцип двух, а лучше трех источников в журналистике призван обеспечить объективное и взвешенное освещение темы. История, опубликованная в «Новой газете», записана со слов матери погибшей девочки. Женщина, которая провела самостоятельное расследование, по сути выступила единственным источником издания. «Новая газета» не обращалась за комментариями к администрации социальной сети «ВКонтакте», к СК, МВД и Генпрокуратуре, а также не опрашивала экспертов по интернету и соцсетям.
В тексте также нет упоминаний о попытках автора связаться с администраторами пабликов, которые фигурируют в материале.
Честен ли автор?
В тексте «Новой газеты» слишком много эмоций. По-человечески это понятно, однако эмоции не могут заменить факты, а в случае сложных тем взвешенный тон просто необходим.
Автор использует большие буквы и жирный шрифт, а также апеллирует к собственному мнению в качестве доказательства предумышленных убийств подростков. Цитата: «Повторюсь, я посмотрела это видео 10 раз и со всей ответственностью заявляю: [ребенка] толкнули».
Обращаясь к родителям, «Новая газета» заявляет, что им нужно контролировать своих детей, нарушать их частное пространство, читать их переписку, поскольку «ребенок каждый день получает свою дозу интоксикации от этих интернетовских свалок». В реальности общих советов по воспитанию детей, адресованных каждому родителю, быть не может (не говоря уже о том, что есть основания не считать интернет источником всех бед человечества).
В тексте также содержатся многочисленные намеки и указания на наличие у автора особой информации, которая есть либо в редакции, либо у следователей, либо у источников. Читателю остается лишь поверить в то, что автор прав.
В Беларуси за последние три года в Беларуси в разы сократилось количество суицидов. Об этом сообщила 9 марта 2016 года на пресс-конференции в Минске доцент кафедры психотерапии Белорусской медицинской академии последипломного образования Елена Тарасевич. В 2014 году, по данным Республиканского научно-практического центра психического здоровья, было зарегистрировано 18,3 случая на 100 тыс. человек. Что же касается самоубийств среди подростков, то по данным Следственного комитета Беларуси за 2014 год было зафиксировано 33 суицида несовершеннолетних.
Статистики за 2015 год в открытом доступе пока нет.
Телефоны экстренной психологической помощи
Республиканский телефон доверия для наркологических пациентов: 8−801−100−21−21 (по будням с 9.00 до 17.00, бесплатно)
Республиканская телефонная горячая линия по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию, — телефон доверия для детей: 8−801−100−16−11 (круглосуточно, бесплатно)
Минск
Для взрослых: 8−017−290−44−44, 8017−290−43−70 (круглосуточно)
Для детей и подростков: 8−017−246−03−03 (круглосуточно)
Минская область
Минский областной клинический центр «Психиатрия — наркология»: 8−017−202−04−01 (круглосуточно)
Борисов: 8−0177−92−62−85 (с 15.00 до 17.00)
Вилейка: 8−1 771−5−14−98 (с 8.00 до 16.00)
Молодечно: 8−1 773−5−46−44 (с 20.00 до 8.00)
Слуцк: 8−1 795−5−53−33 (с 8.00 до 18.00)
Солигорск: 8−0174- 22−11−22 (с 9.00 до 16.00)
Жодино: 8−1 775−3−51−02 (с 13.00 до 15.00)
Брестская область
Брест: 8−0162−40−62−26, 8−0162−20−15−55 (круглосуточно)
Барановичи: 8−0163−41−60−80 (с 9.00 до 17.00)
Витебская область
Новополоцк: 8−0214- 53−25−75 (с 8.00 до 20.00)
Полоцк: 8−0214−43−22−20 (с 8.00 до 20.00)
Орша: 8−0216−21−00−19 (с 8.00 до 20.00)
Витебск: 8−0212- 43−22−93 (круглосуточно)
Гомельская область
Гомель: 8−0232−37−91−91 (с 8.00 до 20.00)
Гродненская область
Гродно: 8−0152−170 (с 8.00 до 20.00)
Могилевская область
Могилев: 8−0222- 47−31−61 (круглосуточно), 8−0222−22−26−81 (по будням с 8.00 до 20.00)
Бобруйск: 8−0225−43−40−24 (круглосуточно)