Миграционные маневры ЕС: визы, Шенген, распределение беженцев
Еврокомиссия хочет одним ударом решить сразу три проблемы миграционной политики: ввести безвизовый режим с Турцией, реформировать Дублинское соглашение и продлить погранконтроль.
«Никто не выдает Турции бесплатный проездной», — строго объясняет вице-председатель Еврокомиссии Франс Тиммерманс, рекомендуя, однако, ввести безвизовый режим уже в конце июня. Впрочем, Брюссель всячески старается выиграть время. Турция все еще не соответствует пяти важным критериям, а потому получает дополнительную отсрочку для работы над ошибками. Главные пункты: антитеррористическое законодательство по правилам ЕС, сотрудничество с европейскими органами юстиции и Европолом, защита персональных данных и борьба с коррупцией. Особо болезненный вопрос — свобода слова. Турция должна продемонстрировать улучшения, а их следует проверить на практике. Нелегкая задача.
Еврокомиссия стремится к соглашению с Турцией
Учитывая принципиальные сомнения, имеющиеся у Германии и Франции, как и у многих евродепутатов, Еврокомиссия предусматривает своего рода страховку: если Турция не выполнит своей части договора, например, не станет принимать мигрантов назад из Греции, Брюссель может нажать на тормоз и снова ввести визы.
Анкара заранее громко протестует против этого. Чтобы избежать намека на дискриминацию, подобная опция встраивается отныне во все визовые соглашения, в будущем касаясь и косоваров, и украинцев. А чтобы успокоить нервы членов Евросоюза, комиссар Тиммерманс добавляет: «Въезд в ЕС без визы будет разрешен только обладателям биометрических паспортов — и никаких исключений». Консервативный лагерь немедленно разразился критикой. «Со мной такое не пройдет», — заявил, к примеру, депутат от Христианско-социального союза (ХСС) Маркус Фербер (Markus Ferber), имея в виду, что ЕС ни в коем случае не должен реализовывать соглашение с Турцией, пока та действительно не выполнит все требуемые критерии. Но Тиммермансу есть что возразить подобным скептикам: «За те годы, пока мы отказывались от сотрудничества с Турцией, там не происходило вообще никаких подвижек».
Недостаточно просто выкрикивать упреки соседу через забор. Тиммерманс рассчитывает открыть новую страницу в истории взаимоотношений Турции и ЕС, обязав эту страну строго следовать европейским правилам. Нидерландец не устает повторять то, что говорил ранее: «Они не приближаются, они удаляются от нас. Поэтому нам и следует договориться друг с другом». Но Тиммерманс умалчивает, что ЕС уязвим для давления с тех пор, как заключил с Турцией миграционное соглашение. Анкара открыто угрожала отменить его, если европейцы не будут сговорчивее по визовому вопросу. И страны-члены ЕС знают об этом, а потому их «да» кажется гарантированным. Но в Европарламенте еще могут возникнуть проблемы.
Дублинские реформы: штраф за отказ от беженцев
Озвучив предложение по существенной реформе Дублинского соглашения, регулирующего предоставление убежища в странах ЕС, Еврокомиссия натолкнулась на полное непонимание у тех, кому оно адресовано. Никто не желает отменять действующее сегодня базовое правило, что за нового мигранта отвечает та страна, границу которой он пересек впервые, въезжая в ЕС. Исключение — те две страны, кого это касается в первую очередь: Италия и Греция.
Тиммерманс предлагает облегчить бремя этих двух стран при помощи механизма коррекции. В его основу ляжет индексация каждой страны ЕС в соответствии с ее размерами и экономической мощью. Если допустимые показатели будут превышаться, беженцев следует автоматически распределять в другие страны согласно квотам. Маленькая и бедная Греция могла бы в этом случае быстро избавиться от чрезмерной миграционной нагрузки.
Ключевой пункт: не готов к кооперации — в будущем плати по счетам. Еврокомиссия назначит штраф в 250 тысяч евро за каждого беженца, который не будет принят по вышеописанному принципу. Тогда странам вроде Словакии придется раскошелиться. Впрочем, там предложение Еврокомиссии заранее отклонили.
Угроза восточноевропейским странам
Тогда Еврокомиссия дала предупредительный залп из всех бортовых орудий, не называя никого прямо, но в ясном направлении Вышеградской четверки: «Либо мы вместе решаем текущую проблему, либо она не решается! Если здесь не будет проявлена солидарность, по другим вопросам ее тоже больше не будет». Прозвучавшая угроза касается восточноевропейских стран, до сих пор наотрез отказывавшихся от приема беженцев. «Наше предложение — честный и справедливый призыв к сотрудничеству», — охарактеризовал Тиммерманс предложенную реформу. Она могла бы быть принята простым квалифицированным большинством в Евросовете, даже без согласия восточных европейцев, если уж по-другому никак не получается.
«Греция добилась больших успехов в охране внешних границ», — заявил еврокомиссар по внутренним делам и вопросам миграции Димитрис Аврамопулос. Однако недостатки еще имеются, а потому контроль на внутренних границах Шенгенской зоны в случае с ФРГ и некоторыми другими странами, можно продлить еще на полгода. Комиссар предупреждает: это «исключительные меры, и мы хотим скорейшего возврата к обычным шенгенским правилам». В Брюсселе еще лелеют надежду, что открытое пограничное сообщение восстановится, и жизнь снова станет такой, какой она была до миграционного кризиса.
Новейшие предложения Еврокомиссии — это попытка разрубить гордиев узел одним ударом. В случае с Турцией — преобразовать безрадостную ситуацию собственной уязвимости в позитивную сторону и добиться активного сотрудничества с Анкарой. В тупиковом положении с распределением беженцев — взять быка за рога и в крайнем случае принудить к сотрудничеству тех, кто от него уклоняется. Так звучит нынешнее брюссельское послание, даже если в Восточной Европе его слушают без особой радости.