Гибель MH17: что на самом деле говорится в фильме Би-би-си
3 мая на Би-би-си выйдет в эфир телепередача из серии «Теории заговора» (Conspiracy Files), посвященная расследованию причин крушения в июле 2014 года на востоке Украины «Боинга» Malaysia Airlines, выполнявшего рейс из Амстердама в Куала-Лумпур.
На борту «Боинга» находились 298 человек, все они погибли.
По данным официального расследования, приводящегося под эгидой нидерландских властей, лайнер был сбит мощной зенитной ракетой, но кем? Этот вопрос по сей день является поводом для жарких международных споров, догадок и предположений.
Кроме того, существуют и другие версии трагедии.
В российской и украинской прессе растиражированы сообщения из британских газет, согласно которым авторы программы Би-би-си якобы установили причастность к катастрофе «Боинга» ЦРУ и голландских спецслужб.
Однако автор программы Майк Рудин в интервью Русской службе Би-би-си сказал, что «претендующая на сенсацию утечка» — всего лишь одна из многих версий, изученных создателями Conspiracy Files.
«В программе мы рассматриваем много разных теорий о том, что же случилось. И одна из теорий, которая как раз исходит из России, заключается в том, что бомба, или даже две, были заложены на борту самолета, выполнявшего рейс MH17. Но это весьма маловероятно. По обломкам лайнера видно, что воздействие было извне. То есть все говорит о том, что это был взрыв ракеты снаружи, а не устройства на борту», — говорит Рудин.
Заявление Би-би-си
«Газета Sunday Express неправильно изложила содержание программы. В отличие от того, что утверждается в ее заголовке, эксперты на самом деле назвали в программе маловероятными утверждения о том, что МН17 был сбит украинским боевым самолетом, потому что эти самолеты не могут летать на такой высоте.
В этом беспристрастном документальном фильме сбалансированно изложены противоречащие друг другу утверждения о судьбе рейса, в том числе свидетельства как за, так и против теорий, затрагивающих Россию, Украину и ЦРУ.
В фильме также подробно рассмотрены результаты официального расследования правительства Нидерландов, которое дает убедительные доказательства того, что самолет был сбит мощной ракетой земля-воздух".
«В интервью отказано»
Работая над фильмом, съемочная группа побывала во многих странах, так или иначе имеющих отношение к гибели рейса MH17: в Украине, в России, Нидерландах и даже в США.
Большую часть времени — несколько недель — журналисты провели в Украине, ездили на место крушения, были в Донецке и его окрестностях.
«Для меня важным результатом поездки на Украину было то, что мы говорили не только с теми, кто утверждает, что видел еще один самолет в воздухе [в момент крушения]. Мы также поговорили с людьми, которые рассказали, что видели ракету, пущенную со стороны близлежащего небольшого городка под названием Красный Октябрь. Были также и те, кто видел просто момент взрыва, но не видел другого самолета в небе», — рассказал автор фильма в интервью Русской службе Би-би-си.
«Некоторые интервью мы записывали на условиях анонимности, но собеседников у нас было много, и они высказывали разные точки зрения. Но если суммировать все то, что они нам рассказали, то их свидетельства подтверждают официальную версию, которая гласит, что „Боинг“ был сбит „Буком“ российского производства, пушенным с территории, контролируемой повстанцами», — делает вывод Майк Рудин.
По его словам, создатели программы были крайне удивлены тем, что, столкнувшись с такими серьезными обвинениями, российская сторона не спешит разубеждать мировое сообщество.
«Мы просили российский МИД об интервью, но они отказались. Мы также просили о встрече с представителями компании „Алмаз-Антей“ — разработчиком зенитных систем „Бук“, но и они не захотели с нами говорить. Мы провели в Москве неделю и заранее просили еще о ряде интервью, но нам отказали. Мы были очень удивлены, нам казалось, что люди захотят высказаться, представить свою точку зрения, но они решили иначе. Я понимаю, что Россия отрицает свою причастность к крушению», — рассказывает Майк Рудин.
С украинцами, по его словам, было иначе: «Я беседовал с Арсением Яценюком, который на тот момент был премьер-министром Украины, мы записали интервью. В целом украинская сторона была более открытой и готовой к общению».
Украинский Су-25 ни при чем?
Существует еще одна версия, согласно которой самолет был сбит другим самолетом — украинским Су-25. Однако, как говорит Рудин, его изыскания показали, что это тоже очень маловероятно.
«Этот истребитель не летает так высоко. Он оснащен небольшими ракетами, по сравнению с „Буком“ они вообще крошечные. А повреждения „Боинга“ огромны — количество прошивших его осколков превышает 800. Если бы ракета была пущена с истребителя, то она целила бы в двигатель, а не в кабину пилота. Су-25 могут подниматься на большую высоту только налегке, без вооружения. То есть это самый неподходящий тип военного самолета для выполнения подобной задачи. К сожалению, многие доклады, опубликованные по этому вопросу на сегодняшний день, проигнорировали эти данные. Но все говорит о том, что „Боинг“ сбит ракетой [с земли], а не другим самолетом».
Майк Рудин признается, что заниматься этим расследованием было сложно еще и с эмоциональной точки зрения, потому что избежать встречи с родными жертв катастрофы было невозможно.
«Две трети жертв катастрофы были голландцами. Мы встречались с родственниками многих, с двумя семьями записали большие интервью. В целом все они хотят, чтобы правда была установлена. Они остро реагируют, когда какая-то сторона отказывается предоставлять информацию, или, как иногда в случае с Россией, дают неверную информацию», — рассказывает автор фильма.