Закрытые немецкие АЭС: демонтировать нельзя оставить?
В ФРГ продолжается процесс отказа от атомной энергетики. В то время как энергоконцерны выступают за полный демонтаж закрытых АЭС, эксперты предупреждают: безопаснее их законсервировать.
Корпус реактора, трубопроводы, теплообменник и герметичная оболочка — бетонные стены более метра толщиной с четырехсантиметровой стальной обшивкой для обеспечения защиты сотрудников: тысячи тонн материалов, используемых в немецких атомных станциях, годами подвергались воздействию радиации. По оценкам консалтинговой компании ADL, на полный демонтаж 17 АЭС, расположенных в Германии, потребуется около двух десятилетий. И эта процедура обойдется немецким налогоплательщикам в 18 млрд евро (без затрат на утилизацию ядерных отходов).
Комплексный процесс
Все дело в том, что демонтаж должен производиться в несколько этапов, рассказывает DW пресс-секретарь немецкого энергоконцерна E. on, которому принадлежат семь атомных станций. По его словам, сначала отработанное ядерное топливо должно быть помещено во временное хранилище. Это можно сделать лишь спустя четыре-пять лет после выведения АЭС из эксплуатации: ранее извлечь топливо нельзя из-за высокого уровня радиации. На демонтаж деталей оборудования, подвергшихся облучению, потребуется от 10 до 15 лет. По истечении еще трех лет можно будет демонтировать само здание атомной станции и завершить обработку территории.
Шахта «Конрад»
«Конрад» — расположенная недалеко от города Зальцгиттер неработающая шахта, где раньше добывали железную руду. Она может стать постоянным хранилищем ядерных отходов низкой и средней радиоактивности. В их число попадает почти весь радиоактивный материал, который должны извлечь при демонтаже АЭС, за исключением самого тепловыделяющего элемента.
На старый рудник выбор пал потому, что внутри него очень сухо — это уменьшает риск попадания вредных веществ в грунтовые воды. Если же радиоактивность материала окажется ниже определенного уровня, то его отправят на обычную свалку или переработают.
Альтернатива — снос через 30 лет
В свою очередь Йорг Шмид (Jörg Schmid) и Хенрик Паулиц (Henrik Paulitz), сотрудники организации «Врачи мира за предотвращение ядерной войны», с беспокойством следят за планами демонтировать немецкие АЭС. Такое решение дорого обойдется государству и серьезно угрожает здоровью населения, отмечается в подготовленном экспертами докладе. Вместо этого они предлагают как можно быстрее вывезти из АЭС высокорадиактивные отходы, но оставить на месте постройки и материалы, подвергшиеся облучению в меньшей степени.
Режим «безопасного хранения» предусматривает консервацию энергоблока сроком на 30 лет: за это время уровень радиации должен резко уменьшиться. Согласно соответствующей концепции, по истечении этого срока здания АЭС должны быть снесены.
«Дезактивировать стройматериалы и сбросить зараженные сточные воды в реки вместо того, чтобы оставить низкорадиактивные материалы на месте и их законсервировать — неразумный и неосторожный шаг», — указывается в докладе. Впрочем, последний вариант — консервации — политики и энергоконцерны пока серьезно не рассматривали, признают авторы отчета.
В энергоконцерне E. on, однако, не считают, что консервация АЭС стала бы более безопасным решением, чем демонтаж. Кроме того, в результате этого лишились бы работы 300−400 сотрудников, добавляет пресс-секретарь концерна.
Сталь из АЭС в детской комнате?
«Представители атомной промышленности должны ответить на вопрос, является ли демонтаж АЭС необходимой мерой, или же просто многомиллиардной индустрией», — возражает Хенрик Паулиц. В ближайшие десятилетия в мире будут закрыты десятки АЭС — немецкие компании надеются, что приобретенный в Германии опыт позволит им получить новые заказы на проведение демонтажа.
В свою очередь Паулиц и его коллеги прежде всего опасаются возникновения угрозы для здоровья населения: в целом радиоактивность до 99 процентов материала, извлеченного при демонтаже АЭС, превышает уровень, позволяющий считать его низкорадиоактивными отходами, утверждает Йорг Шмид. Такой материал все еще остается источником радиации в течение длительного времени.
«Мы считаем, что основная проблема, связанная с демонтажом АЭС, состоит в том, что большая часть материала не подпадет под категорию радиоактивных отходов: вместо этого с ним будут обходиться как с обычным мусором и, возможно, переработают», — объясняет Хенрик Паулиц. Таким образом, низкорадиоактивная сталь может оказаться, к примеру, в батареях отопления в детской комнате. «Мы считаем это безответственным», — заключил эксперт.