Стройка в пустыне: как катарский шейх заработал 2 млрд долларов без нефти и газа
Основа экономики Катара — добыча углеводородов. Но у единственного катарского миллиардера из списка Forbes — шейха Фейсала бен Кассим аль-Тани никогда не было сырьевых активов: состояние он заработал на строительном буме.
Предприниматель королевских кровей
Фейсал бен Кассим аль-Тани родился в Дохе в 1948 году в семье, принадлежащей к одной из дальних ветвей рода аль-Тани, правящего Катаром с 1825 года до наших дней. О ранних годах биографии шейха известно немного, так что трудно судить, насколько происхождение помогло ему в бизнесе. Профессор Австралийского национального университета Мэттью Грей подчеркивал в разговоре с Bloomberg, что с учетом всевозможных племянников и свояков дальними родственниками эмиру Катара приходится до 20% всех коренных катарцев (их насчитывается около 300 тыс. более чем из 2 млн населения страны). С одной стороны, говорил Грей, принадлежность к роду аль-Тани не гарантирует успеха, поскольку некоторые ветви семьи правящая династия старается держать подальше от власти и больших денег, чтобы избежать возможных дворцовых переворотов. С другой стороны, семьям, близким к линии правящего эмира, происхождение дает серьезные преференции: и местные, и зарубежные предприниматели при прочих равных всегда предпочтут партнера с королевской кровью, говорил агентству профессор.
Свой первый бизнес шейх Фейсал открыл в 1964 году в возрасте 16 лет — это была небольшая компания по продаже автозапчастей под названием Gettco Trading. Уже через год он запустил другой проект — транспортную компанию Gettco Cargo, предоставляющую экспедиторские услуги. В первую очередь речь шла о логистическом обслуживании морских грузоперевозок. Другой транспорт в Катаре тогда был развит слабо. «Когда я начинал свой бизнес, связей с внешним миром было мало — только через путешествия», — говорил аль-Тани Bloomberg. О том, откуда он получил стартовый капитал, Фейсал никогда не упоминал. Но в справочнике транспортных компаний Катара за 1987 год указано, что уставный капитал Gettco составлял 6,5 млн риалов ($ 1,78 млн).
Становление бизнеса Фейсала пришлось на период политических и экономических перемен в Катаре. Во-первых, в годы Второй мировой войны в стране были обнаружены запасы нефти и газа и к 1950-м добывающая отрасль начала вытеснять рыболовство как основу катарской экономики. Приток нефтяных денег в страну привел к стремительному развитию инфраструктуры и торговли.
Одновременно в конце 1960-х годов Великобритания заявила об уходе из Персидского залива. Бывший до этого британским протекторатом, в 1971 году Катар получил полную независимость. По времени это совпало с нефтяным кризисом из-за эмбарго стран ОПЕК против стран Запада и с многократным ростом цен на нефть.
Строитель в пустыне
Хотя шейх Фейсал никогда не имел прямого отношения к добывающей промышленности, последствия энергетического бума он удачно использовал для собственной выгоды. Доход от появившейся нефтегазовой ренты просачивался вниз к растущему классу потребителей через государственные инфраструктурные проекты и субсидии на привлечение иностранных инвестиций и развитие торговли, отмечает профессор Грей.
В 1970-е годы Фейсал основал компанию Linx Qatar, производившую стройматериалы, затем еще несколько фирм — производителя лакокрасочных материалов, сеть автомоек и автозаправок. Linx Qatar, как и ряд других строительных фирм в портфеле Фейсала, занималась в первую очередь производством цемента и бетона. Со спросом проблем не было: пришедший к власти после ухода британцев эмир Халифа бен Хамад затеял строительство новой современной столицы государства.
«В период [первого] бума было много небольших компаний с ограниченными ресурсами, — рассказывал Фейсал. — Те из них, кто был в состоянии нанимать больше работников, расширять возможности и проводить реструктуризацию, могли придерживаться быстрых темпов роста экономики».
В 1980-е цены на нефть упали, а вместе с ними и катарская экономика. Слабый рост сменил падение только в 1990-е годы. А в начале 2000-х, когда цены вернулись к росту, на Ближнем Востоке начался новый строительный бум, и шейх Фейсал был к нему готов. Большинство компаний в портфеле Al Faisal Holding было создано как раз в 1990-е — начале 2000-х.
Бизнес шейха Фейсала
Своими активами катарский миллиардер владеет через частный Al Faisal Holding. Сейчас холдинг владеет разными долями в 47 компаниях, сгруппированных по девяти направлениям: помимо недвижимости это, например, торговля и образование.
Отдельно в структуре Al Faisal Holding выделена диверсифицированная корпорация Aamal, созданная шейхом Фейсалом в январе 2001 года как еще один частный холдинг, а в 2007 году выведенная на биржу. У Aamal четыре основных направления: строительство, управление недвижимостью, оптовая и розничная торговля, а также сервисы, к которым относятся, например, туроператорский бизнес и сеть медицинских центров. 60% Aamal принадлежит Al Faisal Holding, остальные бумаги обращаются на Катарской фондовой бирже (QSE). Рыночная капитализация Aamal составляет 8,42 млрд риалов ($ 2,3 млрд), что ставит ее на 18-е место из 43 представленных на QSE компаний.
Выручка Aamal по итогам 2015 года выросла на 35%, до 2,88 млрд риалов ($ 790 млн), чистая прибыль — на 10%, до 657 млн риалов ($ 180 млн). Наиболее рентабельный (82,5% по чистой прибыли) и прибыльный ($ 74 млн) сегмент управления недвижимостью, самая большая доля в выручке у строительного подразделения ($ 481 млн).
Сам Фейсал и его соратники регулярно обращают внимание на успехи диверсификации концерна. Например, в марте 2015 года в разговоре с журналом Entrepreneur Middle East шейх уверял, что Al Faisal Holding является одним из успешных примеров следования государственной программе развития Катара QMV 2030 именно в вопросах экономической диверсификации.
С началом нового века шейх Фейсал начал вкладываться и в зарубежные активы. В 2003 году он сформировал в составе холдинга компанию ARTIC, занятую туристическим и гостиничным бизнесом. С тех пор в портфель бизнесмена вошли более 20 отелей в шести странах мира (кроме Катара это еще Египет, Алжир, Италия, ФРГ и США). Одно из последних приобретений — купленный в январе 2014 года за $ 213 млн пятизвездочный отель сети St. Regis в Майами. В структуру ARTIC входят также несколько торговых центров, элитный супермаркет и крупнейшая в Катаре (по оценкам Bloomberg) промышленная прачечная.
Чемпионат в помощь
За последний год состояние Фейсала почти утроилось. Еще в феврале 2015 года ближневосточное издание Forbes оценивало богатство бизнесмена в $ 837,7 млн. А этой весной Фейсал впервые вошел в общемировой список Forbes с состоянием $ 2 млрд. За тот же 2015 год номинальный ВВП Катара в долларовом выражении упал с $ 210,1 млрд до $ 185,4 млрд.
При условии благоприятной экономической конъюнктуры состояние бизнесмена должно вырасти еще больше. Дело в чемпионате мира по футболу 2022 года, который пройдет в Катаре. Фейсал как строительный магнат активно участвует в подготовке к чемпионату. Специально для него структуры Al Faisal Holding возводят сейчас в Дохе еще восемь отелей. Согласно плану развития QMV 2030 государственные субсидии на развитие туризма составят в ближайшие 15 лет около $ 40−45 млрд и пойдут в том числе на помощь в постройке новых отелей и формировании разнообразных туристических услуг.
Фейсал занимается не только проектами, приносящими прибыль, напрямую, но и инвестирует в образование. В 1993 году он основал школу обучения английскому языку, а в 2000 году — катарское отделение нидерландского университета Stenden. Основу учебного курса составляют прикладные дисциплины, напрямую относящиеся к профилю компаний Al Faisal Holding: управление бизнесом, туристический и гостиничный менеджмент.
Иногда увлечение шейха Фейсала образованием и благотворительностью приводит к скандалам. Например, в мае 2012 года его фонд Al Faisal Without Borders Charity Foundation провел благотворительный ужин в пользу Международного союза мусульманских ученых (IUMS). На проект IUMS «Возрождение нации» фонд Фейсала пожертвовал $ 1,4 млн. Это вызвало критику: у IUMS тесные связи с лидерами международного движения «Братья-мусульмане», и в 2014 году он был запрещен в соседних ОАЭ как «террористическая организация».
Личным вкладом Фейсала в развитие туристического бизнеса Катара стало открытие в 1998 году собственного музея, который считается одной из достопримечательностей катарской столицы Дохи. В нем выставлено более чем 15 тыс. артефактов, собранных Фейсалом по всему миру с начала 1960-х. Основу коллекции составляют предметы исламского искусства, а также ретроавтомобили начиная с поздних моделей Ford T 1920-х.
Фейсал аль-Тани в цифрах
- 1-е и единственное место занимает Фейсал среди миллиардеров Катара
- $ 2,2 млрд составляет состояние Фейсала на апрель 2016 года
- Богатство Фейсала равняется 1,18% ВВП Катара
- 47 компаний входят в холдинг Al Faisal
- $ 790 млн составила выручка крупнейшего актива Фейсала в 2015 году
- До $ 45 млрд инвестирует Катар в туризм к 2030 году
- 32 ретроавтомобиля находятся в личной коллекции Фейсала
- $ 1,4 млн пожертвовал Фейсал близкому исламистам союзу ученых
Источники: Gulf News, Forbes, Qatar Tourism Authority, МВФ, данные компаний