"Мы - современная сервисная служба". Внешняя разведка Германии показала свои секреты
Фотографии сразу из двух штаб-квартир БНД — службы внешней разведки Германии — показывают сейчас в Гамбурге. Тайное становится явным — и не без желания самой разведки.
Выставка эта очень необычна. Прямо в главном здании известного издательства Gruner+Jahr в Гамбурге открылась выставка, экспозицию которой составили 50 огромных фотографий, сделанных в кабинетах и служебных помещениях Федеральной разведывательной службы Германии. 60 лет их охраняли от посторонних глаз, а тут вдруг разрешили показать широкой общественности. Причем, на обложке вышедшего около года назад фотоальбома, где эти снимки были опубликованы впервые, их автор еще выступал под псевдонимом, а сейчас — уже под своим собственным именем: Мартин Лукас Ким (Martin Lukas Kim).
Ужасно или несекретно?
Его работы сохраняют конспиративный флер, но показывают, в общем-то, будничные вещи: освещенный подземный переход, зал для занятий спортом, отопительную систему, рабочий кабинет, оклеенный с пола до потолка портретами Элвиса Пресли, компьютеры, письменные столы, груды бумаг… Многие фотографии рассказывают увлекательные истории, которые, разумеется, приходится домысливать, давая волю своей фантазии.
Название выставки — «Unheimlich. Der Bundesnachrichtendienst 1956−2016» — трудно перевести на русский язык. Если вторая часть названия понятна (Bundesnachrichtendienst — это немецкое название службы внешней разведки Германии), то в первой части — игра слов. Unheimlich означает «странно», «ужасно», «таинственно», но в буквальном переводе — «несекретно».
Как ни парадоксально, но развеять легендарный шпионский ореол хотела, прежде всего, сама внешняя разведка Германии — или, во всяком случае, ее шефы. Приехавший на открытие выставки в Гамбурге президент БНД Герхард Шиндлер (Gerhard Schindler) — кстати говоря, специалист по борьбе с терроризмом — заявил в интервью немецкому телевидению: «Нам мифы не нужны. Мы — современная сервисная служба, поставщики информации для тех, кто принимает политические решения. И это естественно, что мы хотим быть более открытыми».
Разумеется, это не значит, что теперь все операции службы внешней разведки будут обсуждаться публично, и список ее сотрудников станет известен каждому. Мартин Лукас Ким не мог снимать в штаб-квартире БНД в Пуллахе все, что хотел. Лица сотрудников разведки, номера машин запрещено было показывать. Поэтому, кстати, Ким принял решение работать ночью, когда штаб-квартира пустела.
На одной из фотографий — центр информационных коммуникаций БНД. Видны десятки включенных компьютеров, светящихся мониторов. И хотя изображение на них толком не видно, сотрудники разведки тщательно проверили каждый: не отрыта ли какая-то специальная программа или база данных, которую следует скрывать от посторонних глаз. На это ушло, как рассказывает фотограф, около получаса. Лишь после этого ему разрешили снимать.
В Берлине, в новой штаб-квартире внешней разведки Германии, куда сотрудники БНД переедут в 2017 году, было проще: здесь пока работают только строители и электротехники. Фотографа поразило существенное отличие штаб-квартир: старой, в Пуллахе, и новой, в Берлине. Новая — не просто более современная, она — более светлая, открытая, транспарентная… Таких «инвидуальных» кабинетов, таких помещений, как в Пуллахе, где разведка работала 60 лет, в Берлине нет и, скорее всего, не будет. О чем Мартин Лукас Ким, похоже, сожалеет…