Теракты в Брюсселе: ошибки властей и их последствия
Бельгийские власти признали, что они совершили ошибки до, во время и после брюссельских терактов 22 марта.
Брюссель был готов к нападениям. Было известно, что несколько участников ноябрьских парижских терактов жили в Бельгии, и сразу после бойни в Париже бельгийская столица перешла на чрезвычайное положение.
Тем не менее, силы правопорядка были всегда на шаг позади подозреваемых, а ошибки в работе полиции в день взрывов повлекли за собой задержки в реагировании на чрезвычайную ситуацию.
Почему работало метро?
Бельгийское правительство настаивает на том, что реакция на взрывы в аэропорту была очень четкой. Решение эвакуировать брюссельское метро и пять вокзалов было принято в 8:50 утра 22 марта, через 52 минуты после взрыва двух бомб в аэропорту.
Однако в 9:11 утра на станции «Маальбек» в самом центре «европейского квартала» Брюсселя было приведено в действие третье взрывное устройство.
Управляющая компания брюссельского метро STIB утверждает, что от властей не поступало никаких указаний относительно прекращения работы. Вторая атака произошла больше чем через час после первой, и власти пока не могут объяснить этот провал.
Железнодорожные компании также не получали никаких предупреждений от властей. Какое-то время после третьего взрыва поезда продолжали ходить, и только в 9:45 утра компания Infrabel приняла решение действовать по собственному плану на случай ЧП.
Скандальная история братьев Бакрауи
Множество ошибок было допущено в отношении двух братьев, осуществивших самоподрыв 22 марта. И вина тут — не только бельгийских властей.
История Брахима Бакрауи, совершившего взрыв в аэропорту, и вовсе представляет в невыгодном свете сотрудничество спецслужб внутри ЕС.
Братья Халид и Брахим Бакрауи имели красочное криминальное прошлое; оба они вышли из бельгийской тюрьмы досрочно согласно правилам условно-досрочного освобождения. Опасность, которые представляли собой эти исламисты, связанные с ИГ, была явно недооценена бельгийскими властями и властями других европейских стран.
«Террорист»
Брахим Бакрауи вышел на свободу в октябре 2014 года, проведя в тюрьме четыре года из девятилетнего срока. В числе прочего он обвинялся в том, что открыл огонь по полицейским из автомата Калашникова.
Бельгийское правительство уже раскритиковало действия суда, упустившего Бакрауи из своего поля зрения. Он нарушил правила досрочного освобождения и в июне 2015 года был задержан турецкими властями на сирийской границе.
Несмотря на то, что президент Турции утверждает, что турецкие власти сообщили о случившемся властям Бельгии и Нидерландов и предупредили, что Бакрауи является «иностранным террористом», Нидерланды отрицают этот факт. Согласно голландским властям, турки пренебрегли процедурой, которой они обычно следуют, когда речь идет об исламистах-радикалах.
В результате Брахим Бакрауи спокойно прошел проверку в аэропорту «Схипхол» — просто потому, что у голландских спецслужб не было необходимой информации о нем. А бельгийские власти, в свою очередь, все еще считали его мелким преступником, а не радикальным исламистом, несмотря на имевшуюся у них информацию о том, что он нарушил условия досрочного освобождения и отправился в Турцию к сирийской границе.
25 сентября Брахим Бакрауи были занесен США в список находящихся под наблюдением. Красное уведомление Интерпола в отношении его брата Халида было выпущено в декабре.
Предупреждение относительно обоих братьев было выпущено ФБР 16 марта и передано бельгийской полиции на следующий день.
Ошибки в охоте на Салаха Абдеслама
Четыре месяца после парижских атак полиция разыскивала главного подозреваемого — Салаха Абдеслама.
В конце концов Абдеслам был пойман 18 марта, в нескольких сотнях метров от того места, где он вырос. Теперь считается, что его арест стал сигналом для организаторов брюссельских взрывов, и они осуществили их через четыре дня — судя по всему, раньше, чем планировали.
Кроме того, полиция городка Мехелен к северу от Брюсселя в декабре 2015 года не распространила информацию о другом радикале, Абиде Аберкане, который общался с Абдесламом. Оба они были задержаны по адресу, по которому проживает мать Аберкана. Полиция утверждает, что источник информации был ненадежным, но все же признала явную ошибку.
Провалы в допросах Абдеслама
Поимка Салаха Абдеслама была названа мэром Брюсселя большим успехом бельгийских служб безопасности. На первых допросах сразу после задержания Абдеслам свободно общался со следователями. Но потом выяснилось, что в промежутке между арестом Абдеслама и брюссельскими взрывами следователи общались с ним всего час.
И теперь Абдеслам, являющийся, по словам его адвоката, «дороже золота» для следствия, отказывается отвечать на вопросы следователей. И, как предполагает один из источников, Абдеслама спрашивали только о парижских терактах, тогда как в квартире, где он скрывался до 18 марта, были найдены детонаторы и оружие.
И теперь мы знаем, что его сообщники Халид и Брахим Бакрауи и Наджим Лаашрауи совершили самоподрыв четыре дня спустя после ареста Абдеслама.
Халид Бакрауи снимал в Брюсселе квартиру, в которой Абдеслам прятался до 18 марта, а также дом в Шарлеруа, который служил базой для участников парижских терактов. А Лаашрауи, как предполагает следствие, был главным специалистом по взрывным устройствам в этой группе.
Что было упущено властями перед взрывами 22 марта?
Существуют неподтвержденные сообщения о том, что бельгийские власти заранее знали о подготовке терактов в брюссельском аэропорту.
По данным греческого Skai TV, карта и планы аэропорта «Завентем» были найдены в компьютере и на флеш-карте в квартире в афинском районе Панграти. Этой квартирой в январе 2015 года пользовался один из организаторов парижских атак Абдельхамид Абауд.
Бельгийские прокуроры не подтверждают эти данные, однако известно, что обыск в афинской квартире был произведен греческой полицией через несколько дней после рейда бельгийской полиции в Вервье, в результате которого двое подозреваемых были убиты.
Согласно французской газете Le Monde, найденная в афинской квартире информация — это очень точный план того, что произошло 22 марта в аэропорту «Завентем».
Промахи в поисках брюссельских бомбистов
Поиски третьего участника атаки в брюссельском аэропорту — мужчины в шляпе и светлой куртке — оказался непростой задачей для бельгийской полиции. Первоначально сообщалось, что это Наджим Лаашрауи, но потом было объявлено, что Лаашрауи погиб.
Позже стало известно об аресте человека по имени Фейсал Шеффу, который был обвинен «участии в деятельности террористической группы, убийстве при совершении террористического акта и покушении на убийство при совершении террористического акта». Но он был освобожден после того, как заявил, что находился дома в момент терактов и отвечал на звонки по мобильному телефону.
Его освобождение стало неприятным сюрпризом для следователей, которые вновь обратились к публике с просьбой помочь в поисках человека в шляпе.