Европа займется польской "вертикалью"
Во вторник в Европарламенте пройдет заседание, посвященное ситуации в Польше. Власти ЕС обеспокоены реформами, которые реализует правящая в стране партия «Право и справедливость» (ПиС). Смысл дебатов — обсудить принципы, которыми руководствуются современные европейские консерваторы, и выработать рамки, за которые им выходить нельзя.
Дебаты, которые пройдут в Брюсселе, пока не грозят Польше реальными санкциями. Это будет скорее попыткой навести мосты понимания между структурами ЕС и консерваторами из партии «Право и справедливость», которые за последние несколько месяцев приняли ряд законов, в перспективе способных ущемить демократию в стране.
Речь прежде всего идет об ограничении полномочий Конституционного суда Польши.
С 28 декабря этот суд больше не может отменять решения сейма (парламента) или президента страны простым большинством голосов и при кворуме в девять судей из 15. Теперь нужна поддержка 2/3 голосов при кворуме в 13 из 15 судей. Также существенно увеличен и минимальный срок вынесения вердикта: с двух недель до трех месяцев.
ПиС преподнес эту реформу как глубоко демократическую. По логике главы партии Ярослава Качиньского, который оказывает мощное влияние и на премьера Польши Беату Шидло, и на президента Анджея Дуду, состав Конституционного суда, в отличие от парламента и президента, напрямую народом не выбирается. В этом смысле Конституционный суд, наоборот, даже сдерживает развитие польской демократии, ведь он может заблокировать решения парламента и президента.
В Брюсселе это видится по-другому — как попытка укрепить «вертикаль власти», сосредоточив больше рычагов влияния в руках Качиньского. В том числе поэтому глава Европарламента Мартин Шульц в январе назвал политику ПиС «опасной путинизацией».
Беспокойство ЕС вызывает и закон о СМИ, согласно которому руководителем государственных телеканалов и радиостанций будет министр госимущества, а также объединение поста генпрокурора и министра юстиции, которое пока в проекте. По мнению польских СМИ, эта новая должность, вероятно, готовится лично для главы ПиС Ярослава Качиньского, который пока не занимает никаких официальных постов во власти, но является самой влиятельной фигурой в нынешней польской политике.
Проверка на демократию
Центростремительные процессы в Польше не могут не пугать власти ЕС. В начале 2010-х схожие процессы Евросоюз наблюдал в Венгрии, когда к власти в стране пришел премьер-министр Виктор Орбан и его партия «Фидес». Их евроскептицизм оказался чрезвычайно популярен среди массового электората, в результате чего была принята череда законов, ограничивших процессы евроинтеграции и укрепивших власть самого Орбана.
Это застало Брюссель врасплох. Выяснилось, что у ЕС нет ни одного политического инструмента, который мог бы контролировать демократический процесс в странах — членах союза.
В результате в 2014 году Еврокомиссия получила возможность проводить проверку «верховенства права» в странах — членах ЕС. 13 января этот инструмент впервые пошел в ход. Эксперты Еврокомиссии должны изучить законопроекты, принятые в Польше, и также в принципе проверить политический процесс на соответствие «стандартам европейской демократии».
«Беспокойство Брюсселя можно понять. В 2015 году в ЕС на фоне экономических проблем и миграционного кризиса произошел резкий подъем евроскептицизма. Европейские власти с тревогой следят за консервативными популистами в Венгрии, за заявлениями выйти из состава ЕС, доносящимися из Великобритании, — заявила „Газете.Ru“ Лариса Лыкошина, главный научный сотрудник ИНИОН РАН. — Все это в перспективе может грозить развалом Евросоюза, а этого Брюссель допустить, конечно, не хочет».
Польша может столкнуться с европейскими санкциями на более поздних этапах. Для этого нужно пройти целый ряд процедур, которые сегодня выглядят малореальными. Европейский совет должен собрать 4/5 голосов и заручиться согласием Европарламента. Перед этим Европейский совет должен единогласно принять факт нарушения демократических процедур в Польше — который еще не признали эксперты Еврокомиссии. Между тем Варшава уже заручилась поддержкой Венгрии, которая пообещала заблокировать это решение Евросовета, если до этого дойдет.
Также Варшава видит европейское политическое давление и в том, что 15 января международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s понизило долгосрочный суверенный рейтинг Польши на один пункт — с A- на BBB+. «Standard & Poor’s не принимает во внимание экономические явления, а концентрируется на политике. С экономикой все в порядке, — заявил министр финансов Польши Павел Шаламаха 16 января. — Два дня назад Всемирный банк повысил прогноз экономического роста для Польши на 2016 год. Днем ранее Международный валютный фонд продлил для Польши доступ к гибкой кредитной линии».
Во всем виноват Туск
Еще один аспект конфликта между ЕС и Польшей — глубоко личный. Ярослав Качиньский убежден, что за неприятными европейскими процедурами стоит его давний личный соперник — бывший премьер Польши Дональд Туск, который сделал политическую карьеру в Брюсселе и сейчас возглавляет Европейский совет.
«Я не знаю, как эти вопросы решаются в брюссельских коридорах, но я читал в прессе, что Туск сказал: если я не остановлюсь, начнется процедура отчуждения польского права голоса в европейских институтах, — заявил Качиньский. — Это будет очередной политической ошибкой Туска».
Нынешний председатель Европейского совета одержал победу над партией «Право и справедливость» в 2007 году, оттеснив ее от власти в качестве лидера либеральной «Гражданской платформы». Туск был премьером два срока подряд и считался лицом новой Польши — европоцентричной, открытой к сотрудничеству с ЕС и экономически успешной. Только после того как политик снял с себя эти полномочия и ушел делать карьеру в Брюссель, его «Гражданская платформа» в Польше начала испытывать проблемы лидерства, в результате чего и проиграла выборы 2015 года консерваторам Качиньского.
«Туск ушел в брюссельские структуры непобежденным, и в нынешней позиции Качиньского относительно ЕС, конечно, чувствуется личная неприязнь к своему сопернику, — считает главный научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам РАН Лариса Лыкошина. — В этих двух фигурах ярко проявляется противостояние двух взглядов на Польшу, двух подходов к ее будущему развитию».
По мнению эксперта, Качиньский — большой поклонник идеи «Четвертой Речи Посполитой», которая должна прийти на смену нынешней, третьей, оформившейся в 1989 году. «По мнению идеологов „Права и справедливости“, современная Польша появилась в результате договора посткоммунистов с частью польской оппозиции. В результате многие политики, управлявшие страной при коммунистическом режиме, остались у власти», — рассказала собеседница «Газеты.Ru».
По словам Лыкошиной, Качиньский уверен: нынешняя система искажает идеалы антикоммунистического движения профсоюзов «Солидарность», которая свергла польский просоветский режим в 1980-е годы, и только «Право и справедливость» может восстановить историческую справедливость.
«Ставленник Третьей Речи Посполитой» Туск, в свою очередь, старается открыто не оппонировать польским консерваторам. Он уже сделал несколько примирительных шагов, в том числе убедил бывших коллег по «Гражданской платформе» в Европарламенте отложить дебаты по Польше, которые изначально планировалось провести в декабре.
Накануне Туск провел встречу с нынешним польским президентом Анджеем Дудой в Брюсселе, в ходе которой подчеркнул: «У Польши нет врагов в ЕС». О том же говорил и председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, начиная процедуру проверки польского законодательства. Даже острый на слова Шульц смягчил формулировки и после скандального заявления о «путинизации» был вынужден подчеркнуть свое уважение к польскому народу.
Главный аргумент в пользу того, что вторничное заседание Европарламента не будет слишком суровым для Варшавы, — это экономика. Польша — главный драйвер экономики ЕС в Восточной Европе, за более чем 10 лет существования в составе союза эта страна ни разу не демонстрировала отрицательного роста. Польша между тем за это время получила от Брюсселя более $ 300 млрд. Это самая крупная сумма экономических вливаний, которую власти ЕС когда-либо направляли в европейскую страну.