Почему "черный ящик" Су-24 не расскажет правды о катастрофе?
Бортовой самописец сбитого на границе с Турцией бомбардировщика Су-24 был устаревшей модели, рассказал Би-би-си технический директор смоленского ОАО «Измеритель», на котором был построен прибор, Александр Гришутин.
В понедельник представители российского Министерства обороны заявили, что платы «черного ящика» пострадали так сильно, что снять большую часть информации с них не получится. Самописец был вскрыт специалистами под объективами камер государственных телеканалов и в присутствии приглашенных иностранных специалистов — в том числе из Британии и Китая.
Как оказалось, российский бомбардировщик был оснащен не самой последней и не самой дорогой моделью бортового самописца.
Александр Гришутин рассказал, что бортовой накопитель параметрической информации Бант-32−02 выпускался еще в 1990-х годах.
При этом, по словам директора, для своего времени он был прогрессивным прибором — первым твердотельным самописцем.
Его параметры, в частности способность выдерживать сильные перегрузки, соответствовали всем техническим требованиям того времени и были гораздо выше соответствующих показателей у накопителей предыдущего поколения, информация которых содержалась на магнитных носителях.
Представитель завода-изготовителя заявил, что с 2004—2005 года завод производит самописцы нового поколения, прочность которых выше и соответствует современным требованиям.
Однако на Су-24, сбитом ракетой с турецкого истребителя, стояла старая модель, хотя более новые производятся и используются Минобороны России.
Предельные перегрузки
На сайте производителя самописца БАНТ-32−02 говорится, что этот прибор должен выдерживать нагрузку при ударе в 1000 g.
G — единица ускорения, вызванного гравитацией, в них измеряется сила перегрузки, которая воздействует на прибор. В характеристиках учитываются и другие параметры, включая внешнее ударное воздействие, давление, нахождение в воде и агрессивной среде и так далее.
Современные международные авиационные стандарты безопасности требуют, чтобы самописец выдерживал перегрузку в 3400 g.
В России несколько компаний производят бортовые регистраторы для различной авиационной техники c такими параметрами.
К примеру, концерн «Радиоэлектронные технологии» на своем веб-сайте демонстрирует «черные ящики» ЗБН-1−3 серии 2, которые используются на стратегических бомбардировщиках Ту-95 и Ту-160, а также на самолетах дальней авиации Ту-22М3.
Предельные перегрузки для этих приборов, судя по информации изготовителя, — 3400 g.
Другое предприятие — АО «Авиаавтоматика» — производит накопитель ЗБН-Т, который также, судя по заявлению производителя, выдерживает перегрузку в 3400 g.
Наконец, как заявил Би-би-си технический директор ОАО «Измеритель», предприятие производит самописцы, которые также выдерживают такую нагрузку. На сайте предприятия упоминается накопитель ЗБН-Ансат, но его параметры не приводятся.
Цена «черного ящика»
Стоимость приборов на сайтах изготовителей не указана. Тем не менее на сайте госзакупок имеются материалы некоторых контрактов на поставки таких систем.
Так, например, в марте 2014 года 514-й авиаремонтный завод (осуществляет ремонт и модернизацию, в частности, Су-24) купил 11 регистраторов БАНТ-32−02 за 5 млн рублей.
Закупка проводилась без конкурса у единственного поставщика.
В декабре 2014 года МЧС России по итогам открытого аукциона приобрело бортовой накопитель ЗБН-1−3 серии 2 для летающей лодки Бе-200 ровно за 2 млн российских рублей. Это тот самый «черный ящик», который также ставят на Ту-160 и который выдерживает перегрузку в 3400 g.
Потерянная информация
Получить информацию с черных ящиков бортового самописца Бант-32−02 российского бомбардировщика Су-24, сбитого над турецко-сирийской границей, в настоящее время не представляется возможным из-за внутренних повреждений плат памяти, заявили в понедельник в Минобороны России.
Замначальника службы безопасности полетов Вооруженных сил России генерал-лейтенант Сергей Байнетов заявил в понедельник, что из 16 блоков памяти «черного ящика» 13 были повреждены настолько, что считать информацию с них невозможно.
«В результате исследования установлено: 13 из 16 микросхем энергонезависимой памяти разрушены, три микросхемы — БДД1, БДД2 и БДД5 — повреждены», — сказал он.
По словам Байнетова, только лишь кристалл микросхемы БДД5 сохранился настолько, что с него возможно снять информацию, однако для этого необходимо найти специальное оборудование, и эта работа займет много времени.
Запредельные перегрузки
Тот факт, что бортовой самописец фактически не выполнил свою прямую функцию — не сохранил параметры полета, — разочаровал многих.
В Рунете на форумах и в соцсетях пользователи критиковали технический уровень самолета, в самописце которого, по общему мнению, стояли не слишком устойчивые для удара электронные компоненты.
Как рассказал Би-би-си генеральный директор агентства «Безопасность полетов» Сергей Мельниченко (он сразу отметил, что не знаком с техническими параметрами «черного ящика» военного самолета), бортовые самописцы часто сохраняют информацию даже в таких катастрофах, когда самолет падает с высоты в 10 километров.
«Со дна моря достают, в южной Франции самолет в скалы влетел. Там не было обломков крупнее одного квадратного фута. И все равно расшифровали, все параметры сняли», — сказал он.
Мельниченко считает, что «черный ящик», скорее всего, был поврежден при взрыве ракеты (она попала в хвостовую часть, где и расположен самописец).
Александр Гришутин, в свою очередь, отмечает, что накопители Бант-32 практически никогда не отказывали, но, судя по видеозаписи, Су-24 падал вниз на очень большой скорости, и при ударе о землю самописец вполне мог пострадать настолько, что с него будет невозможно снять данные.