Суд над Александровым и Ерофеевым: тольяттинский спецназ или "народная милиция"?
Последнее в этом году судебное заседание по делу Александра Александрова и Евгения Ерофеева — российских военных, задержанных на Донбассе, — состоится 23 декабря. Они обвиняются в терроризме и ведении агрессивной войны.
Последнее в этом году судебное заседание по делу Александра Александрова и Евгения Ерофеева — российских военных, задержанных на Донбассе, — состоится 23 декабря. Они обвиняются в терроризме и ведении агрессивной войны.
С момента начала судебных слушаний по делу россиян Александра Александрова и Евгения Ерофеева, задержанных в мае 2015 года в районе города Счастье Луганской области, прошло восемь заседаний. 23 декабря должно состояться последнее судебное заседание в этом календарном году. Следующее судебное слушание, предположительно, состоится 2 января.
Александров и Ерофеев были захвачены украинскими военными в ходе боевых действий на Донбассе. Оба россиянина получили ранения и были отправлены в госпиталь для оказания медицинской помощи. Через несколько дней после их задержания СБУ распространила видео, в котором граждане РФ признались, что являются кадровыми военными и выполняли на востоке Украины приказ своего командования. В ходе судебных заседаний был рассмотрен целый ряд вещественных доказательств и допрошены свидетели со стороны обвинения. Официальные представители России и адвокаты подсудимых настаивают, что россияне оказались в Украине уже после увольнения со службы.
Видео с признанием
Первым о том, что Александров и Ерофеев являются российскими военными, сообщил украинский военный врач Григорий Максимец, оперировавший их. Он сказал, что россияне служат «в воинской части спецназа в городе Тольятти, но в настоящее время расквартированы в Луганске». Врач назвал имена и звания задержанных: по его словам, у Евгения Ерофеева звание капитана, Александр Александров — сержант. Эту информацию подтвердил и руководитель пресс-центра силовой операции на Донбассе Андрей Лысенко.
На видео, снятом после операции, Александров и Ерофеев называют свои воинские звания, номер части и говорят, что оказались на территории Украины, чтобы вести наблюдение за противником — военнослужащими украинской армии. В то же время официальный представитель Минобороны РФ генерал-майор Игорь Конашенков в интервью СМИ заявил, что Александров и Ерофеев на момент задержания уже не являлись действующими военными, хотя и имели специальную подготовку. Также генерал-майор обвинил СБУ в издевательствах над задержанными и подтасовке данных. Спустя некоторое время на российском телевидении вышло интервью жены Александра Александрова — Екатерины. В нем она подтвердила версию официальной Москвы, сказав, что ее муж был уволен из армии в декабре 2014 года. При этом сам Александров признался российскому корреспонденту Павлу Каныгину, что ничего не знает о своем увольнении и шокирован заявлением жены.
Стратегия защиты
С появлением у Александрова и Ерофеева адвокатов — Оксаны Соколовской и Юрия Грабовского — версия того, как россияне оказались на территории Украины, существенно изменилась. Адвокаты и их клиенты утверждают, что после своего увольнения из рядов российской армии несли службу в «народной милиции» самопровозглашенной Луганской народной республики. Появление адвокатов и новая стратегия защиты отразились на поведении подсудимых — теперь они выглядят более уверенными и даже немного дерзкими. Россияне не признают себя виновными, говорят, что предыдущие показания были даны под давлением со стороны СБУ. На вопрос, кто оплачивает работу защитников, Соколовская ответила, что родственники Александрова, а Грабовский отказался от ответа, сославшись на адвокатскую тайну.
Сейчас Александров и Ерофеев обвиняются по семи статьям Уголовного кодекса Украины. В числе обвинений — ведение агрессивной войны, контрабанда оружия, нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию, создание террористической группы и совершенный террористический акт.
Суд разберется?
В ходе предыдущих заседаний суд рассмотрел письменные доказательства, составляющие шесть томов уголовного дела. Сторона обвинения предоставила и вещественные доказательства: телефон Александрова, одежду и обувь обвиняемых, винторез и изъятые боеприпасы. Россияне утверждают, что они не знают этих вещей. Были допрошены свидетели со стороны обвинения, в их числе журналист Савик Шустер, бравший интервью у Александрова и Ерофеева, врачи и военные.
В обвинительном акте очень подробно описывается, откуда и каким образом российские военнослужащие попали на территорию Украины. Указывается и цель: «ведение боевых действий, осуществление разведывательной и диверсионной деятельности» и «оказание содействия деятельности террористической организации ЛНР».
Сами обвиняемые в разговоре с журналистами не надеются на оправдательный приговор. А про возможность обмена Ерофеев сказал: «Пока нас не отдадут, никаких обменов не будет». Его адвокат Юрий Грабовский также настроен на долгую борьбу: «Думаю, что приговор будет обвинительным. Потом будем ждать решения ЕСПЧ».