Британия намерена превратить один из военных аэродромов в космодром
Власти Великобритании намерены выбрать один из своих военных аэродромов, чтобы превратить его в первый национальный космодром. С его помощью страна намерена войти в число космических держав и укрепить национальную безопасность.
Великобритания намерена стать одним из мировых космических центров, заметным игроком на рынке коммерческих запусков и даже построить для этого свой первый космодром — на базе одного из уже существующих военных аэродромов. Он же станет первым космодромом на территории Европы. С такими планами выступило правительство, разработав первую в истории Британии стратегию развития этой отрасли — Национальную космическую политику.
Ожидается, что реализация новой космической программы послужит защите национальных «жизненно важных» интересов, таких, как оборона, защита при чрезвычайных ситуациях и транспорт.
Развитие национальных космических систем должно поддержать участие Британии в военных операциях и служить ее национальным интересам в области безопасности, говорится в документе. «Рост экономики и оборонное значение космоса означают повышенную уязвимость к связанным с ними рискам — как от непредумышленных угроз типа космического мусора и космической погоды, так и от вредоносных космических технологий», — говорится в нем.
Разработчики стратегии подчеркивают, что задачи обеспечения безопасности, обороны и разведки будут решаться во взаимодействии с иностранными партнерами, а с США — в «исключительно тесном» сотрудничестве.
Новая стратегия предполагает появление в Британии европейского центра для запусков коммерческих аппаратов, а также инвестиции в разработку космических технологий и исследование околоземного пространства, которые дадут прирост в экономику в размере до 11,8 млрд фунтов стерлингов ($ 18 млрд).
«Исторически так сложилось, что мы не были заметным игроком в космических программах, эта программа должна все изменить, — заявил министр по делам бизнеса и инноваций Великобритании Саджид Джавид. — Десятилетиями человечество мечтало о космических полетах, и теперь Британия запустит новую научную революцию, чтобы обратить научную фантастику в научный факт».
Обнародование космической политики Британии приурочено к полету на МКС первого британского космонавта Тимоти Пика в составе международного экипажа, который отправился в долгосрочную экспедицию накануне с космодрома Байконур на корабле «Союз-ТМА». Эксперты подчеркивают, что ранее британскими астронавтами с натяжкой называли тех, кто летал в космос, имея американское или двойное гражданство, или же это были космические туристы.
Разработчики программы подчеркивают, что новый план укрупнения космического сектора экономики приведет к созданию к 2030 году до 100 тыс. новых рабочих мест.
Бывший британский министр по делам науки и образования лорд Уиллетс, общаясь с журналистами в московском аэропорту накануне полета Тимоти Пика, не скрывал «романтического» настроя по поводу будущего британской космонавтики: «Я надеюсь, в будущем будет больше британских астронавтов. Существование Международной космической станции подойдет к концу в 2020-х годах. Следующим проектом станет лунная база. Мне бы хотелось, чтобы мы стали частью этого, а также пилотируемой миссии на Марс, которая также не за горами. Мы всегда были страной, посылавшей людей на открытия, к новым рубежам пространства. Это в духе капитана Кука и Чарльза Дарвина».
В обосновании новой программы указывается, что капитализация космического сектора Британии выросла с 6,5 до 11,8 млрд фунтов стерлингов с 2007 по 2014 год.
«Наша цель — чтобы этот сектор возрос до 40 млрд фунтов стерлингов ($ 60 млрд)», — указывается в обнародованном документе.
Правительство отмечает, что в 2014 году в мире было запущено порядка 200 небольших спутников, и в будущем Британия намерена отвоевать весомую долю этого рынка.
Программа предусматривает строительство первого в стране собственного космодрома. «Будущий космодром, скорее всего, будет расположен в прибрежной зоне, что даст перспективы высокотехнологичного роста для населения Корнуолла, Шотландии или Уэльса, обеспечит производство и рабочие места», — говорится в документе.
Ранее о планах Британии обзавестись собственным космодромом уже к 2018 году заявлял руководитель национального космического агентства Дэвид Паркер.
В настоящее время для этого рассматриваются восемь потенциальных площадок, преимущественно военных аэродромов.
В качестве кандидатов предлагаются аэропорт Кэмпбелтауна (Шотландия), аэропорт «Глазго Престуик» (Шотландия), аэропорт «Лланбедр» в Уэльсе, аэропорт в Ньюки (Корнуолл), аэропорт Сторновэй (Шотландия). Кроме того, космодром может быть построен на одной из военных баз в Шотландии Kinloss Barrack, Leuchar и Lossiemouth.
На аэродроме Кэмпбелтауна длиной 3 км ранее базировались эскадрильи Королевских ВВС и других ВВС стран НАТО, а также Корпус морской пехоты США. Он находится в стратегически важном месте Ирландского моря и ранее использовался для охраны залива, где США размещали свои ядерные подлодки.
Аэродром «Лланбедр» ранее использовался для базирования британских стратегической авиации, в том числе знаменитых дальних бомбардировщиков «Вулкан», носителей ядерного оружия.
Аэропорт Ньюки ранее использовался Королевскими ВВС, совместно с ВВС США, которые использовали его для базирования тактических ядерных бомбардировщиков. США покинули аэродром к концу 2009 года, и сейчас он используется как гражданский аэропорт.
В Европейском космическом агентстве, членом которого является Британия, приветствовали инициативу Лондона. «ЕКА приветствует усилия всех стран - членов организации играть более заметную роль в совместной деятельности по использованию и исследованию космического пространства. Великобритания является одним из наиболее активных членов ЕКА, чье участие и финансовый вклад в программы агентства в последнее время значительно увеличились», — заявил «Газете.Ru» Рене Пишель, глава постоянного представительства Европейского космического агентства в России.
По его словам, у него нет точной информации о том, почему для будущего космодрома будет выбран именно военный аэродром, однако можно предположить, что такие аэродромы вместе с имеющейся на них инфраструктурой находятся в собственности государства, что позволяет сэкономить средства при их перепрофилировании.