Российско-турецкий конфликт тревожит Армению
Ухудшение взаимоотношений между двумя региональными державами после инцидента со сбитым российским самолетом вызывает в Ереване опасения, что небольшая Армения может оказаться втянутой в развивающееся противостояние.
Опасения в немалой степени связаны с тем, что на территории Армении располагается российская военная база.

А любое участие базы в конфликте приведет к обострению ситуации на армяно-турецкой границе.
В Ереване опасаются также, что дипломатические и политические действия Турции могут вызвать обострение ситуации вокруг карабахского конфликта.
Армения уже несколько десятилетий находится в состоянии «ни мира, ни войны» с Азербайджаном — ближайшим союзником и стратегическим партнером Турции.
Нарушения режима прекращения огня на границе между Арменией и Азербайджаном происходят регулярно, а в последние несколько месяцев — с применением тяжелой артиллерии.
Между двух огней?
Настороженность, с которой следят в Ереване за развитием кризиса, возникшего между Россией и Турцией, продиктована несколькими факторами.
Во-первых, это исторические недоверие армян по отношению к западному соседу.
Массовые убийства армян в Османской империи 1915 года, которые в Армении и ряде других стран называют геноцидом, продолжают омрачать взаимоотношения между странами. Турция на официальном уровне утверждает, что происшедшее было продиктовано военными действиями, и что погибло также множество турок.
На этом фоне армянская общественность очень осторожно оценивала сближение России с Турцией, происходившее в последние годы.

«Здесь принято считать, что хорошие отношения между Турцией и Россией опасны для Армении», — говорит директор Кавказского института, политолог Александр Искандарян.
В Ереване помнят, что хорошие отношения между Сталиным и Мустафой Кемалем Ататюрком привели к тому, что в результате Московского договора 1921 года Россия уступила Турции ряд территорий, являвшихся спорными или находившихся в составе Российской Империи, а затем и независимой Республики Армения в 1918—1920 годах.
«Однако сейчас возникает тезис о том, что для Армении плохо также и когда взаимоотношения между Россией и Турцией ухудшаются», — добавляет Искандарян.
Депутат Национального собрания от оппозиции, экс-министр иностранных дел Армении Александр Арзуманян видит параллели между нынешней ситуацией и XIX веком, когда Армения была поделена между Османской и Российской империями.
«Мы находимся в сфере отношений „царь-султан“. Оба делают заявления, которые, как им представляется, приличествуют султану или царю. Но это, скорее, для внутреннего пользования», — заявил Арзуманян в ходе общественного обсуждения российско-турецкого противостояния.
Что будет?
Армянские политологи и политики согласны в одном: до военных действий между Россией и Турцией дело не дойдет.
Следовательно, военная база России в Армении задействована не будет.
«Базу невозможно использовать против Турции», — полагает Александр Искандарян.

По мнению военного аналитика Сергея Минасяна, российская база на территории Армении не располагает достаточными ресурсами для ведения наступательных действий против Турции.
«Но она сможет держать оборону несколько дней, — добавляет он, — надо принять во внимание, что здесь, в Гюмри, находится российская бригада, которой противостоит турецкая армия в составе нескольких бригад».
А это значит, что российская военная база в Армении может быть лишь сдерживающим фактором в конфликте против Турции.
Для более серьезных операций нужно будет перебросить на территорию Армении резервы, однако российская армия не сможет быстро сделать этого, так как между двумя странами нет общей границы. А осуществить переброску военных через воздушное пространство Грузии или Азербайджана — более чем проблематично.

Однако экономика Армении может пострадать от санкций, которые Россия наложила на товары из Турции.
Хотя между Арменией и Турцией нет ни дипломатических, ни торговых отношений, турецкие товары свободно продаются в Ереване. Их привозят транзитом через третьи страны, в первую очередь, Грузию.
«Все, что Россия запрещает ввозить из Турции, автоматически, хотя и через третьи страны, но будет попадать в Армению», — полагает Александр Арзуманян.
Карабахский фактор
Симпатии армянского общества всецело на стороне России. И это понятно — турецко-армянская граница закрыта, армяно-турецкие протоколы о нормализации отношений, подписанные в 2009 году, фактически похоронены.
И хотя в воскресенье в стране происходило главное политическое событие года — референдум об изменении конституции Армении, — политические страсти вокруг «да» или «нет» новому основному закону не затмили обеспокоенности, вызванной российско-турецким конфликтом.

Ереванские газеты и сайты перепечатывают практически все, что пишут и публикуют о противостоянии российские СМИ. Статьи в турецкой прессе не перепечатываются и не комментируются. Как будто их и нет.
При этом в Армении внимательно следят за высказываниями турецких официальных лиц относительно карабахского конфликта, предпочитая получать информацию через русскоязычные источники.
В частности, освещая визит премьер-министра Турции Ахмеда Давутоглу в Баку, пишут, в первую очередь, о том, что для его страны важно, чтобы «Армения освободила оккупированные территории Азербайджана».
И содержание высказываний турецкого премьера настораживает многих.
«Не надо доверять туркам. Мы уже им доверились — и ни к чему хорошему это не привело», — сказал подвозивший меня таксист, суммируя настроения в Ереване.