Порошенко о встрече с Эрдоганом в Париже: обсудили все, кроме помидоров
Президент Украины Петр Порошенко в интервью украинским телеканалам заявил о высоком уровне доверия и диалога между Киевом и Анкарой, в чем он лично убедился благодаря встрече с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом в рамках прошедшей недавно в Париже конференции по климату.
«Мы говорили об использовании транзитных возможностей обеих стран, в том числе и с привлечением наших партнеров. Мы говорили в том числе и об определенных составляющих безопасности, начиная с обмена разведданными. Готовятся двусторонняя комиссия, заседание стратегического совета на уровне президентов», — рассказал Порошенко (цитата по ТАСС).
Однако затем украинский лидер добавил: «Единственное, о чем мы не говорили на протяжении полуторачасового разговора с президентом Турции Эрдоганом, — это о помидорах и мандаринах. Про все остальное мы говорили».
Напомним, президент России Владимир Путин в ходе своего послания Федеральному собранию 3 декабря подробно остановился на инциденте с Су-24 и вине в нем турецких властей. Он заявил, что Россия не будет применять грубую военную силу, но и на одних лишь ограничительных мерах в экономике не остановится. И затем прозвучала фраза про помидоры, на которую, по всей видимости, сослался Порошенко.
Путин заявил: «В основе наших действий будет прежде всего ответственность перед своей страной, перед своим народом. Мы не собираемся и не будем бряцать оружием. Но, если кто-то думает, что, совершив подлое военное преступление — убийство наших людей, — они отделаются помидорами или какими-то ограничениями в строительной и других отраслях, то они глубоко заблуждаются».
Под «помидорами» президент РФ имел ввиду санкции в отношении турецких продуктов, которые были введены Россией в качестве ответной меры на сбитый российский бомбардировщик. Запрет этот, как объяснял вице-премьер Аркадий Дворкович, распространяется на две основные группы: первая — это овощи, включая и томаты, и другие виды. А вторая — фрукты. Будет и ряд более точечных позиций, но две эти группы считаются основными.
«Это принимается для того, чтобы турецкая экономика почувствовала неблагоприятные последствия. Поэтому за основу берутся такие группы товаров, которые в турецком экспорте занимают существенное место. Для российских потребителей ограничения по такому экспорту для Турции не будет являться критическим. То есть мы сможем либо заместить внутри РФ, производя соответствующую продукцию, либо приобретать ее на других рынках», — пояснял первый вице-премьер Игорь Шувалов.
На долю турецких овощей приходится 20% от объема их импорта в РФ. Турецкие цитрусовые занимают четверть импорта, сообщал Минсельхоз со ссылкой на данные ФТС. Наиболее значительна доля поставок турецких лимонов — до 90%. Крупнейшие статьи турецкого экспорта в сегменте овощей и фруктов — это томаты (281,3 млн долларов за девять месяцев 2015 года), цитрусовые (134,9 млн долларов), абрикосы, вишня, черешня, персики, сливы (94,4 млн долларов) и виноград (69,2 млн долларов).