Русские в Анталье: "все замерли в ожидании"
В сообществах русскоязычных жителей Антальи популярность набирает новость о том, что россиян будет эвакуировать специально присланная подводная лодка.
Недавно в одном из сообществ появилось сообщение, что субмарина пристанет к одному из пляжей города в полночь. Для прохода на борт нужно будет предъявить российский паспорт и документы на проживание в Анталье.
«Кто-то принял эту шутку всерьез и перепостил новость. А самые большие паникеры даже засобирались с документами на пляж. В итоге выснилось, что это, конечно, юмор. Все посмеялись и обстановка чуть разрядилась», — улыбаясь, рассказывает председатель общества русской культуры и искусства в Анталье Ирина Балджи.
Выключить телевизор?
Последнюю неделю соотечественники буквально заваливают ее звонками и расспросами о происходящем в российско-турецких отношениях. В прямом смысле в очередь за комментариями выстраиваются представители СМИ, в основном турецких.
«Паника среди русскоговорящего населения определенно существует. Но причина этой паники в том, что люди слишком много смотрят российские каналы. В реальности ничего нам здесь не угрожает, на улице никто нас не ловит, претензий не предъявляют», — отмечает Балджи.
По ее словам, поставить точку в российко-турецком кризисе активно пытаются дети, устраивая соревнования и небольшие драки. Впрочем и такие стычки являются скорее шуточными и чаще всего заканчиваются совместным чаепитием.
«Замерли в ожидании»
В одной только Анталье проживает более 40 000 выходцев из России. И для них кризис в отношениях Анкары и Москвы — не только политическая, но и личная история.
«Все ошарашены таким развитием событий, все в шоке и замерли в ожидании», — говорит директор русской школы в Анталии Ирина Шабаринская.
Большинство из 300 учеников этой школы — дети от смешанных русско-турецких браков. На базе старших классов существует академия туризма, в которой учатся и турецкие ребята.
Никаких конфликтов пока не возникало, отмечает директор. Все занятия идут по расписанию, а политические вопросы на уроках стараются не затрагивать.
Но на переменах и после уроков и родители учеников, и учителя обсуждают вопросы, далекие от учебной программы. Как реагировать на заявления российского МИД? Каким будет ответ Турции на санкции со стороны России? И главное, что делать? Но ответов на эти вопросы, кажется, не знает никто.
«Пока заявлений о переводе или уходе из школы не поступало, хотя все очень переживают, конечно. Мы очень надеемся, что до крайних мер не дойдет. Ведь дети учаться в нашей школе годами. Им не хотелось бы куда-то переезжать. Будем верить в мудрость политиков с обеих сторон», — говорит Шабаринская.
Замороженные планы
Этот Новый год Хакан Ариджи с женой Оксаной собирались встретить в Москве — хотели проведать родственников в России. Но вместо того, чтобы паковать чемоданы, Хакан с интересом и грустью смотрит фотографии заснеженной Сибири в моем телефоне.
Планы о поездке в Россию ему придется отложить на неопределенный срок.
C 1 января 2016 года Россия приостанавливает действие безвизового режима с Турцией. А по данным посольства Турции в Москве, немало граждан Турции, пытающихся въехать в Россию, разворачивают на границе без объяснения причин уже сейчас.
«Как можно приказывать людям ехать или не ехать? Мне кажется это ужасная ситуация для обеих сторон. Никому она не принесет пользы», — возмущается Ариджи.
Родственники из Москвы звонят Хакану и Оксане вечером. Несколько дней разговор не ладился. Но сегодня ребята решили просто не обсуждать то, что показывают в новостях, и беседа пошла.
Ариджи надеются, что общий язык в скором времени удастся найти и президентам России и Турции. Впрочем пока даже сам факт их разговора или встречи под большим вопросом.
Политизированные гранаты
По случайному стечению обстоятельств, как только отношения Москвы и Анкары обострились, Роспотребнадзор заявил о «выявленном несоответствии требованиям качества и безопасности» ряда турецких товаров.
Подобные истории уже случались с грузинскими винами, молочной продукцией из Литвы, конфетами из Украины и продукцией других стран, с которыми у России на каком-то этапе портились отношения.
Список турецких товаров, которые попадут под санкции Москвы, пока не известен. Но особое внимание минсельхоз России и Роспотребнадзор сейчас уделяют изучению состава турецкого мяса, рыбы, овощей и фруктов.
Станут ли гранаты, наряду с другими фруктами, орудием в политическом противостоянии? Мнения продавцов о последствиях российских санкций разделились.
«Очень плохо что мы поругались с Россией», — говорит мне продавец по имени Эрхан, — Ведь это один из наших основных рынков сбыта. Надеюсь, что исправится ситуация".
Но сосед Эрхана уверен, что российские санкции Турцию почти не затронут.
«Если нельзя продавать фрукты в Россию — будем торговать с Европой. В Турции фрукты растут круглый год, и мы найдем кому их продать. А вот России следовало бы побеспокоиться, что она будет есть», — говорит торговец Рашид.
Эксперты отмечают, что возможный запрет на ввоз фруктов из Турции может привести к росту цен на 25−30% на некоторые товары.
До последнего времени Турция лидировала по поставкам в Россию томатов (на нее приходится больше половины импортных помидоров) и цитрусовых (около 20% от общего импорта в категории).
Ольга Ившина
Русская служба Би-би-си, Анталья