70 лет со дня открытия Нюрнбергского процесса: ход дела и судьба его фигурантов
20 ноября 2015 года исполняется 70 лет со дня открытия Нюрнбергского процесса, на котором рассматривалось дело главных нацистских преступников, виновных в развязывании Второй мировой войны. Это был первый в истории опыт осуждения преступлений государственного масштаба — правящего режима, его карательных институтов, высших политических и военных деятелей.
Впервые военным преступникам не удалось уйти от ответственности, сославшись на необходимость исполнения приказа свыше.
Нюрнбергский процесс — единственный в своем роде в истории мировой юриспруденции; он имеет величайшее общественное значение для миллионов людей всего земного шара.
Джеффри Лоуренс, председатель трибунала
Суду были преданы 24 государственных и военных деятеля нацистской Германии. Дела против лидера Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП) Адольфа Гитлера и представителей ближайшего окружения фюрера — Йозефа Геббельса (министр просвещения и пропаганды) и Генриха Гиммлера (министр внутренних дел и руководитель СС) не были возбуждены, так как они покончили жизнь самоубийством еще до начала процесса.
На рассмотрение трибунала также был вынесен вопрос о признании преступными:
- СС (Schutzstaffel, охранные отряды, военизированные формирования НСДАП);
- СА (Sturmabteilung, штурмовые отряды);
- СД (Sicherheitsdienst, служба безопасности);
- гестапо (Gestapo, Geheime Staatspolizei, тайная государственная полиция).
А также правительства, руководящего состава НСДАП, генерального штаба и верховного командования Вооруженных сил Германии.
Как был создан трибунал
Вопрос о наказании нацистских преступников был поднят руководителями СССР, Великобритании и США еще до окончания Второй мировой войны.
Подчеркивалось, что нацистские офицеры и солдаты, совершившие «зверства, убийства и массовые казни» на территории оккупированных стран, после окончания войны будут отправлены «в места их преступлений и будут судимы народами, над которыми они совершали насилия».
Соглашение об учреждении Международного военного трибунала было заключено правительствами СССР, США, Великобритании и Франции 8 августа 1945 года в Лондоне.
Устав трибунала
В тот же день был принят устав трибунала. В его первой статье отмечалось, что целью Нюрнбергского процесса — является «скорый и справедливый суд и наказание главных военных преступников стран оси».
Статья 6 устава классифицировала три основные группы преступлений:
- преступления против мира (развязывание агрессивной войны)
- военные преступления (нарушения законов и обычаев ведения войны, зафиксированных в различных международных документах, в том числе в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 гг.)
- преступления против человечности (убийство мирных граждан, расизм, геноцид
и т. д. ).
Подсудимые обвинялись в этих преступлениях, а также «в участии в создании и осуществлении общего плана для их совершения».
Статья 27 предусматривала «смертную казнь или другое наказание, которое трибунал сочтет справедливым».
Для признания виновности подсудимого и определения его наказания требовались голоса не менее трех членов трибунала.
При разделении голосов решающим считался голос председателя трибунала (британский судья Джеффри Лоуренс).
Считается, что процесс положил начало становлению и развитию нового направления юриспруденции — международного уголовного права и правосудия.
Кто вошел в трибунал
Для вынесения судебных решений каждая из четырех сторон назначила в состав трибунала по одному члену и одному заместителю:
- СССР — председателя верховного суда СССР генерал-майора юстиции Иона Никитченко и полковника юстиции Александра Волчкова;
- США — бывшего генпрокурора страны Фрэнсиса Биддла и судью Джона Паркера;
- Великобритания — главного судью Джеффри Лоуренса и судью Нормана Биркета;
- Франция — профессора уголовного права Анри Доннедье де Вабр и судью Роберта Фалько.
Также учреждался обвинительный комитет, в который каждое из четырех правительств назначило главного обвинителя:
- СССР — прокурора Украинской ССР Романа Руденко;
- США — судью Верховного суда США Роберта Джексона;
- Великобритания — юриста Хартли Шоукросса;
- Франция — профессора права Франсуа де Ментона, однако в ходе процесса его заменяли юристы Шарль Дюбост и Шампетье де Риб.
Также в процессе участвовали и другие обвинители.
Пресса о трибунале
На процессе работали представители СМИ из 31 страны. В СССР пресса ежедневно сообщала о происходящем в Нюрнберге. Информацию ТАСС дополняли репортажи журналистов, присутствовавших на заседаниях, в числе них были известные писатели — Леонид Леонов, Илья Эренбург, Борис Полевой и кинодокументалист Роман Кармен.
Сегодня в 10 часов утра по местному (в 12 часов по московскому) времени состоялось заседание Международного военного трибунала. Много лет подряд в Нюрнберге гитлеровцы проводили свои съезды, где намечались агрессивные планы порабощения мира, где под барабанный бой и звуки фанфар фашисты кичились своими победами, провозглашали «новый порядок» в Европе.
корреспондент ТАСС, 20 ноября 1945 года. Нюрнберг
Перед открытием заседания зал был заполнен:
«На скамье подсудимых — 20 главных немецких военных преступников. Четверо подсудимых отсутствуют. Нет Мартина Бормана — заместителя Гитлера по руководству гитлеровской партией. Он трусливо сбежал после того, как истошно призывал германскую армию и германский народ бороться до последней капли крови. Подсудимый Роберт Лей повесился в тюрьме, не дождавшись суда. Подсудимый Густав Крупп фон Болен лежит в Зальцбурге, разбитый параличом, и, по мнению экспертизы, не может предстать перед судом. Подсудимый Кальтенбрунер, известный палач и один из руководителей гестапо, внезапно заболел. Но суд объявил о своем решении разобрать его дело в его отсутствии», — сообщал ТАСС.
Мы сейчас как бы находимся на кухне дьявола. То, что мы узнаем, заслуживает такого названия. Благодаря документам, предъявленным обвинением, мы видим, как кучка международных разбойников, опьяненная своими кровавыми успехами в Западной Европе, совершенно хладнокровно планировала не только расчленение нашей Родины, не только ограбление ее народов, но и физическое их истребление.
Борис Полевой
В ходе процесса был показан фильм о преступлениях нацистов в концлагерях Майданеке, Заксенхаузене, Освенциме, а также на оккупированных территориях СССР. Этот момент, который назвали очной ставкой палачей и жертв, считается кульминацией Нюрнбергского процесса.
Когда показывали фильм о лагерях, Шахт повернулся спиной к экрану — не хотел смотреть; другие глядели, а Франк плакал и вытирал глаза носовым платком. Это звучит неправдоподобно, но я это видел: Франк, тот самый, который писал, что в Польше, когда он туда приехал, было три с половиной миллиона евреев, а в 1944 году из них осталось сто тысяч, всхлипывал, увидев на экране то, что миллион раз видел в действительности; может быть, он плакал над собой — понял, что его ждет.
Илья Эренбург
12 смертных приговоров
Процесс продолжался 11 месяцев.
За это время состоялось 403 открытых судебных заседания. Было допрошено в общей сложности 360 свидетелей и рассмотрено порядка 200 тыс. письменных показаний.
30 сентября — 1 октября 1946 года был оглашен приговор 22 подсудимым.
Большинство были признаны виновными по всем пунктам обвинения или частично. Свою вину не признал ни один из них.
Двенадцать подсудимых трибунал приговорил к смертной казни, еще девять — к тюремному заключению, в том числе к пожизненному. Трое были оправданы.
К смертной казни через повешение были приговорены:
- Герман Геринг («преемник фюрера», президент рейхстага, главнокомандующий военно-воздушными силами)
- Вильгельм Кейтель (начальник штаба верховного командования вермахта)
- Иоахим фон Риббентроп (министр иностранных дел)
- Ганс Франк (генерал-губернатор оккупированной Польши)
- Вильгельм Фрик (один из руководителей НСДАП)
- Альфред Йодль (начальник оперативного отдела верховного командования вооруженных сил Германии)
- Эрнст Кальтенбруннер (руководитель Главного управления имперской безопасности)
- Альфред Розенберг (один из главных идеологов нацизма)
- Фриц Заукель (руководил принудительными депортациями населения с оккупированных территорий)
- Артур Зейсс-Инкварт (уполномоченный Германии в оккупированных Нидерландах)
- Юлиус Штрейхер (один из идеологов нацизма)
- Мартин Борман (руководитель канцелярии нацистской партии; осужден заочно, так как его местонахождение было неизвестно; в 1973 году суд ФРГ официально признал его погибшим)
Пожизненное заключение получили:
- Рудольф Гесс (один из ближайших соратников Гитлера, в 1987 г. покончил жизнь самоубийством в берлинской тюрьме Шпандау)
- Эрих Редер (главнокомандующий военно-морскими силами, в 1955 г. был освобожден по состоянию здоровья)
- Вальтер Функ (министр экономики, в 1957 г. освобожден по состоянию здоровья)
Приговорены к 20 годам тюрьмы:
- Бальдур фон Ширах (один из руководителей НСДАП);
- Альберт Шпеер (министр вооружений).
К 15 годам заключения был приговорен Константин фон Нейрат (один из руководителей СС), к 10 годам — Карл Дениц (преемник Гитлера на посту главы государства).
Преступными организациями было объявлено руководство нацистской партии, СС, СД и гестапо.
Не были признаны преступными СА (штурмовые отряды), правительство нацистской Германии, генеральный штаб и верховное командование германских Вооруженных сил.
Оправдательные приговоры были вынесены в отношении дипломата Франца фон Папена, финансиста Гельмара Шахта и руководителя отдела внутренней пропаганды министерства просвещения и пропаганды Германии Ганса Фриче.
Представитель в трибунале от СССР Иона Никитченко выступил с заявлением, в котором выразил несогласие с оправдательными приговорами.
В дальнейшем материалы Нюрнбергского процесса использовались в ходе процессов против фашистских преступников в других странах. В частности, на их основе были приговорены к смертной казни видный деятель НСДАП Эрих Кох (1959 г., Польша; впоследствии казнь была заменена пожизненным заключением) и один из руководителей гестапо, отвечавший за уничтожение евреев, Адольф Эйхман (1961 г., Израиль).
Исполнение приговора
В ночь на 16 октября 1946 года смертные приговоры были приведены в исполнение в здании нюрнбергской тюрьмы (Герман Геринг за 2,5 часа до казни принял цианистый калий).
Тела военных преступников были сожжены в крематории Мюнхена, а прах развеян с самолета.
При исполнении приговора присутствовали журналисты — по два человека от каждой из четырех союзных держав.