Линия разграничения на Донбассе: километровые очереди и взятки
Пересечь условную границу непросто: очередь приходится занимать с вечера. C установлением на Донбассе режима тишины оживилось и движение через линию разграничения. Репортаж DW.
Караваны легковых автомобилей выстраиваются с вечера, чтобы на следующий день пересечь линию разграничения. Километровые очереди ведут к контрольным пунктам въезда-выезда (КПВВ) — транспортным коридорам, по которым разрешено пересекать условную границу в зоне конфликта.
Не граница
Линия разграничения, по утверждению СБУ и пограничников, не должна превращаться в новую государственную границу Украины, отделяющую самопровозглашенную ДНР от остальной Украины. Ее задача — предотвращать угрозы, возникающие в результате вооруженного конфликта в регионе. Перекрывать поток оружия и поток людей, участвующих в незаконных вооруженных группировках.
С февраля этого года через линию разграничения можно проехать только по спецпропускам и только через определенные транспортные коридоры, где украинские пограничники осуществляют проверку личности и досмотр багажа. С июня этого года пограничники занялись обустройством контрольных пунктов, но, несмотря на это, КПВВ катастрофически не справляются с пассажиропотоком.
На контрольно-пропускном пункте «Зайцево», по словам очевидцев, — «тихий ужас». По действующим правилам, проезд для общественного пассажирского транспорта запрещен, пересекать КПВВ можно или пешком, или на легковом автомобиле вместимостью до восьми посадочных мест. Люди в ожидании проезда ночуют в машинах, когда за окном минусовая температура. Покидать очередь — нежелательно. «Мы с вечера заняли очередь и вернулись домой переночевать. Но на следующий день к своей очереди не смогли добраться. Километровые пробки были уже в три ряда, и проехать было невозможно», — рассказал DW житель Донецка.
«Прикормленные» пограничники
Многие пассажиры, с которыми DW удалось пообщаться на разных блокпостах, считают, что пограничники на КПВВ, намеренно создают напряжение, ажиотаж и очереди. Дескать, чтобы извлечь выгоду. «Я сама была свидетелем, как водитель нашего микроавтобуса передал почти незаметно деньги пограничнику», — рассказала DW пожилая дончанка, выезжающая на контролируемую Киевом территорию, чтобы получить там пенсию. «А наш водитель дает пограничникам 200 гривен, он их уже „прикормил“ и поэтому проезжает без проблем», — сообщила DW молодая переселенка, которая регулярно ездит в Донецк проведать родителей.
Количество жалоб на поборы и ажиотаж на блокпостах не уменьшается, подтверждает и координатор общественной организации «Донбасс SOS» Александр Горбатко. Люди жалуются, что тарифы на «льготный» проезд повысились до 300−500 гривен с автомобиля, говорит Горбатко. Но и пассажиры тоже готовы давать взятку, лишь бы не стоять часами в очередях. «Один пограничник нам откровенно сказал, что если бы он брал все взятки, которые ему предлагают, то в день зарабатывал бы сумму, равную его месячной зарплате», — сообщил Горбатко.
Факты злоупотребления служебным положением не скрывают и в Госпогранслужбе Украины. «Факты коррупции существуют благодаря сговору группы лиц, к которой причастны не только пограничники, но и представители других правоохранительных служб. Мы подключаем и СБУ, и прокуратуру, чтобы ликвидировать эти преступные схемы», — сказал DW помощник председателя Госпогранслужбы Украины, пресс-секретарь Олег Слободян.
На Луганщине — ни одного транспортного коридора
На сегодняшний день в Донецкой области действует четыре транспортных коридора: «Зайцево» «Гнутово», «Новотроицкое», «Георгиевка», и только один пешеходный на Луганщине — «Станица Луганская». Все остальные были в свое время закрыты из-за обстрелов и опасности для жизни мирных граждан, отмечает Слодобян. Поэтому сейчас жители Луганской области тоже хлынули на КПВВ Донецкой области, объясняет Олег Слободян.
Кроме того, интенсивность движения пассажирского транспорта резко возросла с конца октября, прежде всего, благодаря установлению относительного затишья в зоне конфликта. Ежедневно пограничники оформляют более 17 000 лиц, пересекающих линию разграничения в обоих направлениях. Это в два-три раза больше, чем до установления режима тишины, уточняет представитель ведомства.
Зарегистрироваться на сайте СБУ и получить электронный пропуск для пересечения линии разграничения — дело трех дней. Однако самих пунктов пропуска явно недостаточно, чтобы справиться с огромным количеством пассажиров. Хотя обустройство КПВВ и увеличивает их пропускную способность, отмечает Слободян.
КПВВ — перемены к лучшему
«Моим знакомым пришлось ночевать в машине на блокпосту. А нам повезло — вся процедура пересечения заняла буквально час», — рассказал DW один из переселенцев на новом КПВВ «Новотроицкое». Этот пункт открылся месяц назад. Там существует необходимая для осуществления перемещения большого потока людей и машин инфраструктура. Действуют сразу четыре полосы движения транспорта.
«Досмотр багажа и паспортный контроль происходил считаные минуты. Никакой агрессии по отношению к людям. Наоборот, пограничники вели себя очень доброжелательно. Единственное, что настораживало, это таблички о заминированных обочинах вдоль всей трассы», — говорит один из переселенцев.
Сама же процедура проверки организована довольно четко, подтверждают и другие пассажиры. «Мне эта процедура один в один напомнила таможенный контроль как на настоящей границе», — говорит DW дончанка Марина, которая пересекает условную границу, чтобы навестить сына в Запорожье. Но лучше всего было бы, если бы вообще никаких блокпостов не было, считает Марина.
Однако, по словам перевозчиков, нет даже намеков на то, что в ближайшее время возобновится свободное передвижение. «Наоборот, все идет к тому, что КПВВ превратятся в настоящие таможни», — говорят в неформальной беседе в компаниях перевозчиков.
Слабая надежда на свободное передвижение
Необходимость проверок на КПВВ существует независимо от того, нравится это мирным гражданам или нет, отмечает Олег Слободян. «В течение этого года мы выявили 57 единиц оружия, более 127 000 боеприпасов и более 100 человек, причастных к незаконным вооруженным формированиям. Это в основном благодаря проверкам на КПВВ», — отметил спикер ведомства.
По его словам, перспектива открытия новых транспортных коридоров и контрольных пунктов изучается, но будущее их зависит от политической ситуации. «На данный момент ни мы, ни другие правоохранительные службы не рассматриваем эти КПВВ как долгосрочные сооружения. Мы все же исходим из того, что контроль над границей и целостность Украины будут восстановлены и необходимость в КПВВ отпадет», — подчеркнул представитель Госпогранслужбы.