На Северном Кавказе за год нейтрализованы семь бандгрупп, присягнувших ИГ
В этом году на Северном Кавказе уничтожено семь групп боевиков, присягнувших запрещенной в РФ международной террористической организации «Исламское государство». Об этом сообщил заместитель директора ФСБ России, руководитель аппарата Национального антитеррористического комитета Евгений Сысоев, выступая на открывшейся в Сочи 7-й региональной конференции Международной ассоциации прокуроров для государств Центральной и Восточной Европы и Центральной Азии.
Вместе с тем замглавы ФСБ отметил, что в последние годы «российским спецслужбам и правоохранительным органам удалось достичь устойчивого снижения террористической активности на территории РФ».
«Число преступлений террористической направленности в России по состоянию на 1 ноября, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, уменьшилось в 2,5 раза — с 74 до 30, — при этом не допущено ни одного теракта. За пять лет террористическая активность, в первую очередь — на Северном Кавказе, снижена более чем в десять раз. В результате предпринятых правоохранительными органами усилий удалось ликвидировать главарей действовавшей на территории Северного Кавказа террористической организации „Имарат Кавказ“, что привело к расколу в их рядах», — добавил он.
Угроза Центральной Азии, Ирану и Китаю
Планы ИГ о создании провинции на севере Афганистана несут угрозу государствам Центральной Азии, Ирану и Китаю, считает Сысоев.
Он отметил, что «усиливает свои позиции в Афганистане и ИГИЛ („Исламское государство Ирака и Леванта“ — прежнее название ИГ. — Прим. ТАСС), главари которой в январе 2015 года заявили о создании эмирата Хорасан». «Согласно этим планам, Афганистан должен стать стартовой площадкой для создания новой провинции исламистского квазигосударства, в состав которой помимо Афганистана планируют включить и территории Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана, Ирана и северо-западных провинций Китая», — заметил он.
Фактором угрозы стал и переход на сторону ИГ ряда действующих в Афганистане террористических группировок, таких, как «Исламская партия Туркменистана», что создает предпосылки для роста числа сторонников террористов среди граждан центрально-азиатских государств, в том числе стремящихся на территорию Сирии, Ирака и Афганистана.
По оценке НАК, в самом Афганистане все большую силу набирает «Талибан», который укрепляет свою численность в стратегически важных районах на юге, юго-востоке, севере и центре Афганистана. Численность талибов достигает 45−50 тысяч человек, а уровень их подготовки, оснащения и дисциплины возрос, что позволяет им все чаще вступать в вооруженные столкновения с подразделениями афганских вооруженных сил и полиции.
Попытки нейтрализовать возрастающую активность боевиков на севере Афганистана пока существенных результатов не дали, более того, на сегодня практически не пресекается перенесение экстремистской активности из южных и восточных районов Афганистана, граничащих с Пакистаном, на север Афганистана.
По словам Сысоева, наиболее сложная ситуация сейчас складывается в северных провинциях Афганистана, граничащих с Таджикистаном и Туркменистаном, особенно на афгано-туркменской границе.