Взрывы в Турции: версии и предположения
Взрывы в субботу в ходе «Марша мира» в Анкаре разделили и без того поляризованные взгляды в Турции.
Премьер-министр Ахмет Давутоглу назвал главным подозреваемым в деле о субботних взрывах в Анкаре экстремистскую группировку «Исламское государство». При этом он сообщил, что следствие близко к раскрытию личности второго смертника, совершившего взрыв.
В свою очередь турецкая оппозиционная Народно-демократическая партия заявила, что кровь жертв взрыва — «на руках правительства страны».
Пока никто не взял на себя ответственность за нападение. В то же время одна из групп активистов, принимавших участие в субботнем «Марше мира», утверждает, что на самом деле в результате взрывов погибло 128 человек.
Кто же мог организовать эти взрывы?
«Исламское государство»
Газета Haberturk, ссылаясь на источники в полиции, сообщила, что тип взрывчатки и выбор места взрыва указывает на то, что нападение могла организовать одна из ячеек «Исламского государства», базирующаяся в юго-восточной турецкой провинции Адыяман.
Как подчеркивает корреспондент Би-би-си, если эти взрывы действительно организовали экстремисты ИГ, то это может означать достижение ими сразу двух целей.
Первое — нанесение ущерба курдам, которые воюют в Ираке и Сирии против исламистов.
Второе — подрыв репутации турецкого правительства, которое предоставило аэродром Инчирлик американским самолетам, совершающим налеты на позиции экстремистов в Сирии и Ираке.
Помимо этого, турецкие ВВС также начали наносить удары по позициям ИГ, а на границе с Сирией усилен пограничный контроль, что существенно осложнило путь всем тем, кто желает вступить в ряды экстремистов.
Также в Турции произведены сотни арестов подозреваемых в связях с исламистами.
«Исламское государство» не брало на себя ответственность за эти взрывы, но, как отметили многие, страница в интернете, обычно выражающая симпатии к исламистам, отнеслась одобрительно и к взрывам в Анкаре.
В то же время «Исламское государство» не взяло на себя ответственность и за взрыв в городе Суруч на границе с Сирией, в результате которого погибло по меньшей мере 30 человек.
Тогда многие обвинили турецкие власти в молчаливой поддержке «Исламского государства», которое якобы так расправилось с курдами, желающими поддержать своих собратьев из сирийского города Кобани — в Суруче проживает множество жителей Кобани, которые бежали оттуда после наступления исламистов.
Рабочая партия Курдистана
Сразу после субботних взрывов, не дожидаясь результатов расследования, премьер-министр страны Давутоглу назвал Рабочую партию Курдистана (PKK) одной из четырех организаций, которые подозреваются в нападении.
В то же время некоторые обозреватели отметили, что РКК вряд ли устраивала бы взрыв в ходе марша, в котором принимали участие многие сторонники и члены партии.
PKK с 1984 года ведет вооруженную борьбу против турецких властей, и за это время погибли не менее 40 тысяч человек.
В 2013 году партия объявила перемирие, но после взрыва в городе Суруч в июле курды обвинили спецслужбы в нежелании предотвратить это нападение, и в стране возобновились нападения на представителей полиции и военных, а турецкие войска начали обстрелы позиций курдов в Ираке и Сирии.
В субботу курды вновь объявили перемирие в знак уважения к жертвам взрывов в Анкаре, но представители спецслужб в интервью агентству Reuters сообщили, что, несмотря на это, операции против PKK будут продолжены.
Организации левого толка
Помимо исламистов и курдов РКК, премьер Давутоглу заявил о возможной причастности к взрывам двух организаций левого толка: Революционной народно-освободительной партии-фронта (DHKP-C) и Марксистско-ленинской коммунистической партии (MLKP).
Но многие эксперты — так же, как и в случае с Рабочей партией Курдистана, — задаются вопросом, могли ли эти партии, несмотря на свой опыт организации подобных нападений, устроить взрывы, зная, что в субботнем марше принимают участие многие их сторонники.
Националистический след
Глава Народно-демократической партии Салахаттин Демирташ в ответ на все обвинения турецких властей в свой адрес сам обвинил их в попустительстве, приведшем к этой трагедии.
В частности, он сказал, что власти не расследовали должным образом взрыв в Суруче, а также нападение на активистов партии в ходе демонстрации в июне. Тогда многие заподозрили власти в причастности к взрыву в Суруче, заявив, что ни один полицейский в результате взрыва не был ранен.
Корреспондент Би-би-си Марк Лоуэн сообщает, что многие подозревают в причастности к подобным акциям националистические организации. И ситуация в стране, возможно, обострилась накануне выборов.
Партия справедливости и развития президента Реджепа Тайипа Эрдогана потеряла существенную часть электоральной поддержки в ходе выборов в июне этого года.
Критики президента утверждают, что он пытается поляризовать страну, обостряя конфликт с курдами и создавая атмосферу страха и хаоса, которая должна напугать избирателей. Усиление позиций партии даст возможность Эрдогану сконцентрировать в своих руках больше власти.
Но очевидно, что взрывы в Анкаре выявили промахи в работе спецслужб, которые не смогли предотвратить их.
Глава Партии националистического движения Девлет Бахчели заявил, что Турция «платит сейчас за свои симпатии и теплый прием террористов и противоречащие национальным интересам действия во внешней политике».