Деликатный бизнес: Как Россия и Украина помогают НАТО

Источник материала:  
22.09.2015 14:18 — Новости Мира

Почти десять лет российско-украинская фирма перевозит для НАТО по воздуху сверхтяжелые грузы. Проект SALIS выдержал испытание украинским кризисом. Но его будущее — туманно.


Погрузка военного груза в Лейпциге в Ан-124 для иракских курдов, 2014 год. Фото: picture-alliance/dpa

На Урале в минувшие выходные завершились крупнейшие в этом году российские военные учения «Центр-2015». Незадолго до этого НАТО сразу в нескольких странах провела самые масштабные после окончания холодной войны учения десантников. Альянс усиливает присутствие в Восточной Европе, страны которой видят для себя опасность со стороны России.

В утвержденной в декабре 2014 года новой военной доктрине Москвы укрепление Североатлантического альянса названо одной из угроз. Украина в своей военной доктрине, принятой в августе, назвала РФ противником. На этом фоне тем более удивительным выглядит тот факт, что и Россия, и Украина, и НАТО продолжают тесно сотрудничать в сфере воздушных перевозок.

Помощь от бывшего противника в холодной войне

Узловой пункт этого взаимодействия — аэропорт Лейпцига на востоке Германии. Здесь базируются российские и украинские транспортные самолеты Ан-124 «Руслан». Они перевозят для НАТО сверхтяжелые и крупногабаритные грузы по всему миру. По заказу Берлина в конце июля «Русланы» доставили бронемашины для иракских курдов, воющих с боевиками «Исламского государства» (ИГ). А в сентябре — технику и военное снаряжение на международные учения в Исландии. В Лейпциге уже десять лет находится головной офис Ruslan SALIS. Это совместное предприятие частной российской авиатранспортной компании «Волга-Днепр» и украинского госпредприятия «Антонов».

SALIS расшифровывается, как Strategic Airlift Interim Solution, то есть «временное решение для стратегических авиаперевозок». Проект возник, когда старые самолеты Transall C-160 уже не справлялись с задачами, а новые А400М еще не поступили в авиапарк НАТО. За помощью в перевозке вертолетов, танков и грузовиков альянс обратился к Украине и России — наследникам Советского Союза, противнику Запада в холодной войне. Контракт был подписан в конце 2005 года. Два Ан-124 постоянно дежурят в Лейпциге, еще четыре — могут быть заказаны дополнительно. Европейский Союз также использует эти самолеты для гражданских миссий.

Германия — основной клиент

Всего услугами SALIS пользуются 13 стран НАТО. США в проекте не участвуют. Основной клиент — Германия. В 2014 году по заказу Берлина было перевезено 14 тысяч тонн грузов на общую сумму 67 миллионов евро, сообщили DW в пресс-службе Минобороны ФРГ. В нынешнем году сумма, похоже, будет меньше. За первое полугодие Германия заплатила за услуги SALIS около 21 миллиона евро.

Несмотря на изменившуюся после решения России о присоединении Крыма политическую ситуацию правительство ФРГ поддерживает проект. Страна подписала контракт с фирмой Ruslan SALIS, а не с российской компанией, отметили в Минобороны. В пресс-службе указали на письмо, полученное от российского партнера в марте 2014 года. В нем говорится о том, что «события в Украине не будут иметь последствий» для бизнеса. И в министерстве обороны ФРГ, и в НАТО DW подтвердили, что смогли убедиться в этом на деле.

Между тем в связи с российско-украинским конфликтом из-за Крыма и ситуации на Донбассе сотрудничество между двумя странами во многих сферах оказалось под вопросом, а в некоторых — было прекращено. Так, Киев разорвал взаимодействие с Москвой в военной сфере. После того, как гражданское предприятие «Антонов» в апреле стало частью госконцерна «Укроборонпром», в середине сентября правительство в Киеве приняло решение о выходе «Антонова» из совместного российско-украинского предприятия «ОАК-Антонов».

Взаимная зависимость

Для компании «Волга-Днепр» из Ульяновска и киевского «Антонова», соучредителей Ruslan SALIS, — это стало серьезным ударом. Ведь они до сих пор зависят друг от друга. Сообщается о том, что россиянам украинцы нужны для эксплуатации самолетов за рубежом и их модернизации, так как авторские права принадлежат «Антонову» как разработчику. Украинцам в свою очередь необходимы российские контакты на мировых рынках, запасные части и логистика.

После прекращения сотрудничества с российскими клиентами SALIS для «Антонова» — один из немногих источников дохода. По данным некоторых СМИ, украинцы даже после ситуации с Крымом давали «добро» на эксплуатацию российских самолетов, не афишируя этого. Ruslan SALIS от интервью отказался, комментарии от украинского и российского участников совместного предприятия DW также не удалось получить.

«Когда, несмотря на кризис, российско-украинская фирма работает и надежно оказывает услуги странам НАТО — это хороший знак», — считает Райнер Арнольд (Rainer Arnold), депутат бундестага от Социал-демократической партии — младшего партнера христианских демократов по правящей в Германии коалиции. По его словам, ФРГ заинтересована в окончании российско-украинского конфликта. SALIS поддерживает и оппозиция. «Я лично считаю, что даже в нынешней ситуации проект может работать, пока обе стороны исполняют условия контракта», — пояснил Тобиас Линднер (Tobias Lindner) из парламентской фракции «зеленых».

А эксперт берлинского фонда «Наука и политика» Вольфганг Рихтер (Wolfgang Richter) указывает на то, что подписанный в 1997 году Основополагающий акт Россия-НАТО никто пока не отменял. Там написано, что Североатлантический альянс и РФ не считают друг друга противниками. Проект SALIS, по словам Рихтера, показывает, что «одновременно с фундаментальными расхождениями в восприятии европейской безопасности… все же есть общие интересы».

Меньше работы и выход Великобритании

В декабре 2014 года контракт с Ruslan SALIS был продлен на два года. Причиной, похоже, стал сохраняющийся спрос на услуги компании. Новые A400M хоть и стали с опозданием поступать странам-членам НАТО, но их грузоподъемность в три раза уступает Ан-124, который может поднять в воздух более 120 тонн.

Но в целом работы для Ruslan SALIS стало меньше, о чем свидетельствуют годовые отчеты натовского агентства NSPA. Это не связано с конфликтом в Украине, заверил DW представитель пресс-службы альянса. Из-за миссий НАТО за рубежом, особенно в Мали, 2013-й стал рекордным. В тот год число летных часов, которые самолеты предприятия Ruslan SALIS выполнили по заказу НАТО, превысило отметку 6600, отмечается в отчете.

В 2014 году SALIS сыграл «большую роль» в выводе войск НАТО из Афганистана, но по количеству летных часов (3800) результат был ниже предыдущего, рекордного года. В 2015-м и 2016-м НАТО обязалась оплатить, как минимум, 1850 летных часов ежегодно. Возможная причина сокращения числа заказов — выход из проекта в январе 2015 года Великобритании. Она была одним из главных клиентов российско-украинского предприятия.

Неясное будущее после 2016 года

Будет ли контракт продлен еще раз, сказать трудно. Германия, похоже, была бы «за». Без SALIS выгодные по цене перевозки крупногабаритных грузов сейчас и в обозримом будущем «почти невозможны», говорят в Берлине. Но у НАТО, похоже, могут быть другие планы.

«Рассматривается новый договор, которые исключает участие российских компаний в тендере», — сообщил DW сотрудник пресс-службы альянса. — Это происходит в контексте принятого в прошлом году решения НАТО приостановить практическое сотрудничество с Россией из-за ее агрессивного отношения к Украине". Речь идет о заявлении глав МИД стран НАТО в апреле 2014 года. На уточняющий вопрос, будет ли Ruslan SALIS исключен из тендера на период после 2016 года, представитель альянса ответил: «Это решение за странами-участницами SALIS».

←Почти 3 тысячи мигрантов погибли при попытке добраться до Европы с начала года

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика