Глава крымских татар объяснил цели акции по блокаде Крыма
Мустафа Джемилев рассказал в интервью DW о том, чего добиваются крымские татары, заблокировавшие трассы для проезда грузовых машин с товарами в Крым.
20 сентября на трех украинских пунктах пропуска на границе с Крымом общественные активисты заблокировали трассы для проезда грузовых машин. Около 100 фур с товарами, прошедшими таможню, не могут выехать с Украины. Какие требования к властям Украины и Крыма выдвигают крымские татары — инициаторы блокады — в интервью с одним из их лидеров Мустафой Джемилевым.
Он прибыл на акцию протеста вместе с главой меджлиса крымских татар Рефатом Чубаровым. DW встретилась с Джемилевым на украинском пункте пропуска Чаплинка, в Херсонской области, 20 сентября.
DW: Почему крымские татары решились на блокаду грузоперевозок в Крым?
Мустафа Джемилев: Крымские татары против того, чтобы украинские продукты питания и другие товары свободно ввозились на территорию Крыма. Меджлис настаивает на том, что Украина не может и дальше разрешать грузоперевозки, которые осуществляются на основании закона «О свободной экономической зоне Крым», принятого в сентябре прошлого года.
Парадокс в том, что вот эти водители (на пункте пропуска Чаплинка на момент интервью скопилось около 100 грузовиков. — Ред.) не нарушают закон Украины. Но, товары, которые они завозят на полуостров, попадают прямо в руки оккупантов, прямо в гарнизоны российских войск в Крыму.
У нас есть данные, что часть украинских товаров переправляют через Керченский пролив, и они попадают во внутренние области России. Весь этот «бизнес-процесс» построен на взятках. Мы изучали всю схему: фирмы-перевозчики официально платят за каждую фуру около 90 евро, а кроме этого, еще в 3−4 раза больше платят неофициально различным украинским службам. То есть, наша блокада направлена не только на то, чтобы Украина не кормила оккупантов, но и против всех коррупционных схем, появившихся вокруг этой «грязной торговли».
Видео: Vesti Kherson
— Но ведь ваши действия не совсем законные, если грузоперевозки еще не запрещены, таможня всем водителям дала разрешение, а любая фирма-поставщик может подать на вас в суд?
— Не может государство снабжать продуктами территорию, насильственно у нее отобранную. Фирмам я могу ответить, что в интересах национальной безопасности и территориальной целостности Украины мы берем всю ответственность на себя. Наши действия нельзя назвать незаконными, если вспомнить, каким способом произошла аннексия Крыма.
— Чего вы добиваетесь блокадой грузоперевозок?
— В первую очередь, мы хотим, чтобы оккупанты ушли с нашей территории. Я, конечно, не рассчитываю, что они сделают это сразу. Мы знаем, что содержание Крыма в таком депрессивном состоянии, как сейчас, ежегодно обходится и будет обходиться РФ в 3−4 млрд долларов. Мы хотим, чтобы еще дороже обходилось, потому что доставлять продукты и прочие товары по воздуху или по морю в Крым куда более затратно.
От властей России и Крыма мы требуем немедленного освобождения всех украинских политзаключенных в Москве и Симферополе, расследования фактов убийств и похищений наших граждан в Крыму. По нашим данным, это уже 22 человека. Мы требуем восстановления всех демократических свобод на полуострове, возвращения разграбленного в ходе аннексии имущества около 40 000 украинских предприятий.
От Киева мы требуем отмены закона «О свободной экономической зоне Крым», то есть, автоматического запрета на все грузовые перевозки. Украина должна на Чонгаре, в Чаплинке, Каланчаке (три украинских пункта пропуска на границе с Крымом в Херсонской области. - Ред.) сделать настоящую границу, где осуществляется настоящий контроль и за грузами, и за людьми. А вообще в приграничной зоне нужно организовать продуктовые хабы, чтобы жители Крыма покупали украинские товары на Украине.
— Сначала меджлис говорил о двухдневной блокаде, теперь вы намерены стоять дольше. Почему?
— Мы готовы и на месяц, и на полгода. Кроме транспортной блокады Крыма, мы собираемся еще настаивать и на отключении электроснабжения Крыма, на отмене соглашения о поставках электроэнергии в оккупированный Донбасс и Крым между Украиной и Россией. Россия поставляет электроэнергию в Донбасс, а в ответ Украина снабжает Крым. На наш взгляд, это противоречит нашим национальным интересам.
— Но ведь в Крыму остались крымские татары и другие граждане Украины? Разве им не нужен свет, продукты?
— Решение об экономической блокаде Крыма является решением нашего меджлиса. Наши люди, оставшиеся на полуострове, сказали нам, что готовы терпеть без продуктов, готовы сидеть в темноте. И так готовы делать не только крымские татары, но и украинцы, и русские, сохранившие свои украинские паспорта. Лишь бы оккупанты ушли, потому что у них нет перспектив в Крыму без Украины. Нет и не будет.
— Почему раньше вы не предпринимали никаких действий по экономической блокаде Крыма?
— Мы неоднократно заявляли прессе о своем несогласии с законом «О свободной экономической зоне Крым». Мы просили власти не принимать этот закон. По-видимому, слов было мало. Мы поняли, что нужны какие-то меры, вот мы их и приняли. Нас поддержали практически все политические организации за исключением тех, которые заинтересованы в заработках на этой грязной торговле. На границе Херсонской области в эти дни собралось не менее 500 активистов из разных городов страны (на акции протеста собрались представители «Самообороны Майдана» из Запорожья, Херсона, Одессы, также члены «Правого сектора». -Ред.). Мы не ставили задачи собрать больше. Но можно собрать тысячи. Потому что-то, что здесь происходит, вызывает крайнее возмущение.