Год минскому мирному процессу: итоги и перспективы
Ровно год исполняется с того дня, как в Минске был подписан документ, заложивший основу длительного и сложного процесса по урегулированию конфликта в Украине.
На заседании контактной группы в Минске 5 сентября 2014 года был подписан протокол о немедленном (с 18:00 того же дня) прекращении огня и принят план мирного урегулирования из 12 пунктов.
Положения этого документа впоследствии получили развитие в минском меморандуме от 19 сентября, а потом расширены и детализированы в комплексе мер по урегулированию украинского кризиса от 12 февраля уже 2015 года. Одобренный главами «нормандской четверки» февральский мирный план, в свою очередь, получил поддержку СБ ООН, став обязательным для выполнения международно-правовым документом, в рамках которого с тех пор осуществляются все шаги по преодолению украинского кризиса.
Двенадцать пунктов
В протоколе из 12 пунктов, подписанном 5 сентября, говорилось о необходимости обеспечить «незамедлительное двустороннее прекращение применения оружия», мониторинг этого процесса со стороны ОБСЕ, а также «безотлагательное освобождение всех заложников и незаконно удерживаемых лиц».
В соглашении было заложено требование «продолжить инклюзивный общенациональный диалог», «провести децентрализацию власти,
Документ предусматривал, кроме того, восстановление экономики Донбасса, мониторинг ОБСЕ на украинско-российской границе, «вывод незаконных вооруженных формирований».
Хрупкий мир
Уже вечером 5 сентября президент Украины Петр Порошенко отдал приказ о прекращении огня. О приостановке боевых действий в тот же день заявили и представители самопровозглашенных республик.
Тогда же, в сентябре, состоялись и первые обмены пленными.
16 сентября Верховная рада проголосовала за важнейшие для политического урегулирования конфликта законы: «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» (Закон об особом статусе)" и «О недопущении преследования и наказания лиц — участников событий на территории Донецкой и Луганской областей».
Политологи о прекращении огня на Донбассе: Временная передышка или капитуляция Порошенко?
Однако мир оказался непрочным. Принятые украинским парламентом законы, были, по признанию главы МВД Арсена Авакова, лишь «благими пожеланиями». Начавшийся процесс урегулирования забуксовал.
Отдельные случайные перестрелки у линии соприкосновения сторон переросли в развернутые боевые действия. Возобновились бои за Донецкий аэропорт, обстрелы жилых кварталов города, началось полномасштабное столкновение в районе Дебальцево.
Понадобилось вмешательство лидеров «нормандской четверки», чтобы в феврале вернуть стороны за стол переговоров и согласовать очередной пошаговый план урегулирования, призванный воплотить сентябрьские договоренности.
Но вопрос о прекращении огня до сих пор остается самым насущным в переговорах по урегулированию конфликта. Лишь на прошлой неделе сторонам удалось договориться об очередном перемирии в связи с началом нового учебного года. Пока украинские силовики и ополченцы придерживаются этого решения, что подтверждают и в ОБСЕ, и в контактной группе.
Обмен пленными не завершен
За истекший год не был полностью осуществлен и обмен пленными.
По данным украинской стороны, в сентябре 2014 года в плену у ополченцев находилось 2,4 тысячи силовиков.
К лету 2015 года эта цифра, по словам представителя Киева в контактной группе Ирины Геращенко, сократилась до 270 человек.
В свою очередь силовики, по информации уполномоченного ДНР по правам человека Дарьи Морозовой, продолжают удерживать 1,5 тысячи заложников, при том, что только 250 из них являются сепаратистами, а остальные — гражданские лица.
Особый статус не введен
Особенно трудной оказалась судьба политических пунктов мирного плана. Оперативно принятый Верховной радой закон об особом статусе так и не был претворен в жизнь, закон об амнистии даже не был подписан президентом.
А внесенные 17 марта украинским парламентом изменения в статью 10 закона об особом статусе фактически отменили саму возможность введения особого порядка самоуправления в регионе до проведения там внеочередных выборов.
Не решил вопрос о статусе Донбасса и запущенный совсем недавно в стране процесс конституционной реформы.
Первого сентября полпреды республик в очередной раз привезли в Минск на переговоры подгруппы по политическим вопросам свой проект статьи 10 закона об особом статусе, который предусматривает незамедлительное вступление этого закона в силу и отменяет поправку от 17 марта.
Киев выборы не признает
В Минском протоколе от 5 сентября содержалось требование провести внеочередные выборы на Донбассе в соответствии с законом об особом статусе региона. Это решение, как отмечал МИД РФ, давало шанс «для перевода ситуации в конструктивное русло взаимоуважительного диалога». Однако с самого начала эти договоренности оказались нарушены Киевом.
Как разъяснял МИД России, на переговорах в Минске проведение выборов было «согласовано в период с 19 октября по 3 ноября». В соответствии с этими договоренностями ДНР и ЛНР назначили выборы на 2 ноября.
Между тем закон об особом статусе региона, подписанный 16 октября Порошенко, установил в качестве даты выборов 7 декабря.
В итоге проведенные 2 ноября выборы глав и Народных советов республик Киев объявил незаконными. Не были признаны они и в мире.
В феврале участники мирного процесса, подписывая комплекс мер по выполнению минских соглашений, вновь поставили задачу перед сторонами конфликта «начать диалог о модальностях проведения местных выборов» и обозначили срок — в первый же день после отвода тяжелых вооружений, который должен был состояться до конца месяца.
Однако согласия в вопросе о выборах нет до сих пор.
Принятый 14 июля Верховной радой закон о местных выборах вообще не предусматривает их проведение 25 октября в неподконтрольных Киеву районах Донецкой и Луганской областей.
В ДНР и ЛНР назвали такое решение нарушением минских соглашений и объявили о намерении самостоятельно провести выборы на своих территориях — 18 октября в ДНР и 1 ноября в ЛНР. Киев уже назвал эти планы незаконными и заявил, что и на этот раз выборы не признает.
Между тем республики направили в БДИПЧ приглашение принять участие в наблюдении за волеизъявлением их жителей и не оставляют попыток согласовать вопрос с Киевом.
«Диалог идет, в рамках минских соглашений мы пытаемся вернуть Украину в русло мирного разрешения конфликта», — рассказал в пятницу полпред ЛНР Владислав Дейнего о работе, проходящей в политической подгруппе. «Мы все-таки надеемся, что договоримся с Украиной, и выборы местного самоуправления проведем четко в той форме и по тем нормам, которые нам устанавливает комплекс мер от 12 февраля», — сказал представитель республики.
Инфраструктура не восстановлена
Год назад в Минске участники контактной группы договорились принять программу решения экономических и гуманитарных проблем региона. Между тем Киев, озабоченный собственными финансовыми трудностями, о необходимости восстанавливать разрушенное хозяйство региона предпочитал не вспоминать.
В ноябре власти страны начали блокаду Донбасса, оставив без пенсий и социальных пособий 1,2 млн пенсионеров, обстрелы городов юго-востока продолжились.
Лишь в мае созданная в рамках контактной группы подгруппа по экономике начала обсуждать меры по восстановлению инфраструктуры региона. А по итогам последнего заседания контактной группы 26 августа прозвучала информация и о первых успехах в этой сфере. Спецпредставитель ОБСЕ Мартин Сайдик сообщил о начавшейся работе по обследованию объектов водоснабжения и восстановлении железной дороги на двух перегонах, благодаря чему возобновлены поставки угля на местные ТЭС, а значит, люди будут обеспечены теплом.
Читайте также:
Эксперты: риски срыва или невыполнения минских соглашений довольно велики